Мосэ Куртанидзе играет отца семейства, который потерял жену. Чтобы отвлечь сына от утраты мамы, он везёт его к дедушке на зимнюю рыбалку. Но дед с внуком попадают в пургу и теряются на льду самого большого озера мира.
Режиссёр фильма Михаил Расходников рассказывал, что идею фильма подсказали ему вы, что с вами в детстве приключилось нечто подобное.
– Да, фильм основан отчасти на реальных событиях, которые произошли со мной и моим дедом, когда мне было 12 лет. Я родился и вырос на Байкале, в живописном месте Республики Бурятия – в селе Максимиха. Местечко это находится на берегу Баргузинского залива озера Байкал. Такая курортная зона. Летом много людей приезжают сюда отдыхать, но зимой эти 70 дворов находятся в снежном заточении. И однажды зимой мы с дедом поехали на рыбалку. Так получилось, что уазик наш замёрз и нам пришлось идти домой пешком. Пять часов через ледяной плен мы добирались до дома. Параллельно нас искал отец, искали другие машины, мы их видели. Я постоянно вырывался из рук деда, пытался добежать до машин, мечтая наконец оказаться в тепле. Но ничего не получалось, они из-за сильного ветра и пурги не видели ничего дальше капота. Я валился без сил, сбил все ноги. Дед меня за шкирки поднимал и заставлял идти дальше. Я же то и дело думал, что мы замёрзнем и погибнем, сил идти не было. Страшный момент в моей жизни.
И как у вас с тех пор с зимней рыбалкой?
– Вообще, я её особо никогда не любил. Два моих младших брата всегда рвались в бой, любили подобные занятия. А я, как называл меня отец, был интеллигент. Он всячески меня пытался закалить, я это только сейчас понимаю, но тогда мне не хотелось этого всего. После того случая сначала я зарёкся больше не участвовать в подобном, но спустя недели две поехал осознанно. Я рад, что тогда пережил эту бурю, она меня и с дедом объединила, и с отцом, и с братьями.
Вообще, мой отец всегда хотел, чтобы я стал инженером-строителем, а дед – чтобы я стал рыбаком. Но жизнь связала меня с кинематографом. До "Духа Байкала" у меня было три главные роли в большом региональном кино – во франшизе "Решала", которая собрала несколько десятком миллионов просмотров в Интернете. Потом я познакомился с Михаилом Расходниковым и рассказал ему свою историю из детства. И мы решили снимать кино. Подключились опытные сценаристы. Лет пять шла работа по подготовке.
Долго...
– Три года мы только тестировали оборудование на Байкале. Приезжали в морозы с различной оптикой, чтобы понять, какая не выйдет из строя и позволит запечатлеть всю красоту Байкала, все его цвета и оттенки. Долго у нас ничего не получалось, на помощь пришли якутские операторы. Семён Аманатов с напарниками помогли снять всё как надо. Сами же съёмки длились полтора месяца. И это было целое отдельное приключение.
Байкал встретил съёмочную группу гостеприимно?
– Знаете, для меня было важно, чтобы после нашей работы не осталось никакого мусора и не чувствовалось присутствия человека, а съёмочная группа – это человек 60. Я с самого начала призывал всех соблюдать максимальную чистоту, то и дело говорил, что мы находимся на месте силы, надо взаимодействовать с духом Байкала, разговаривать с ним и не делать ничего, что может вызвать осуждение. Многие скептически относились к моим словам. И в итоге дедушка Байкал на третий день съёмок выдал нам неожиданную большую бурю, которую синоптики не прогнозировали. Наши палатки пришлось догонять на машинах. После этого все задабривали дух Байкала как могли. Например, у каждого, кто курил, к зимним брюкам были примотаны скотчем пластиковые бутылки, чтобы туда смахивать пепел, бросать окурки и какой-то мелкий мусор.
Ещё как-то задабривали дух озера?
– Есть специальные ритуалы, например, брызгать молоко с востока на запад. Нужно с Байкалом разговаривать. И мы это делали каждый съёмочный день. “Здравствуй, дедушка, мы пришли! Мы тебя любим!”
Он вам отвечал?
– Конечно. Например, нам нужна была буря для съёмок. И мы просили его послать нам бурю, ну, совсем как какие-то индейцы, аборигены. Брызгали как раз молоком и просили. И дедушка Байкал в нужное время давал нам эту бурю, хотя по сводкам её быть не должно было.
В персонажах этого кино черты вашего деда и отца нашли отражение?
– Деда мы искали максимально похожего на моего дедушку. Человек девять пробовались на эту роль. И Олег Дамдинович Бабуев, заслуженный артист Бурятии, идеально подошёл и по темпераменту, и по манерам, и сленгу. Для меня это трогательное кино, потому что на экране я вижу деда и себя. Наш маленький актёр Илья Рязанов, который играет, по сути, меня в детстве, просто чудесный, он прекрасно справлялся со всем и мог заплакать за 15 секунд подготовки. Что касается моего отца, то, наверное, как у любого сына у меня к нему были претензии, но тут я всё же играю не его. Это больше собирательный образ. Мой герой – такой темпераментный мужчина, который в горе ушёл в себя, чтобы хоть как-то про горе забыть, он погрузился в работу, и только на третьем месте оказался сын, который так нуждался в его любви. Но только через бурю пришло это осознание.
Трагическая потеря главного героя тоже ваш личный опыт?
– Слава богу, в моей семье такого горя не было, эта линия полностью вымышленная. В переживании большого горя я не эксперт, но, когда сердце затягивает льдом, надо либо его разломать, либо ждать, пока само растает. Тут важно не замыкаться, не опускать руки, а идти к свету. И тут преодоление стихии – отличная метафора. Важно идти вперёд, даже если тяжело, нет сил и от холода сводит ноги.
Какие практические советы по преодолению природной стихии есть у вас на вооружении?
– В нашем фильме некоторые практические советы как раз и отражены. Если вы поехали куда-то, надо обязательно дать кому-то знать свои точные координаты. Если едете на день, провизию собирайте на три. Всего должно быть с запасом. Горячий чай – обязательно. Лишний шарф в машине – никогда не помешает.
Расскажите про вашего дедушку, каким вы его запомнили?
– Мой дед был очень добрым человеком, у него были свои слабости. Он любил выпить, в кармане всегда была на такой случай фляжечка. Но с ним было очень комфортно. Он занимался рыболовством, как его отец и дед, и Байкал для него был чем-то сакральным. Он туда приходил не на работу, а чтобы общаться со своими предками. Дед мой, как и жители наших краёв, был немногословен. У нас характер определяют в какой-то степени северные ветра и холода, когда ты не может просто стоять и болтать. У нас больше мимикой люди разговаривают, чем словами. Говорят мало, зато все фразы по делу, а самих дел больше, чем слов.
Как в вас уживается горячая грузинская кровь и этот сибирский холод?
– Один дед мой был из Грузии, второй с Байкала, но сам он корнями донской казак, а бабушка – из Бурятии. Такая уж смесь. И я всегда говорю, хоть отец чуть обижается, что я сердцем русский, душой – грузин, а по жизни – бурят.