– Первый раз на Север я отправился с фольклорной экспедицией, – рассказывает Metro Игорь Кочетков. – Это было в 1960 году. Тогда я впервые познакомился с Севером, и он произвёл на меня сильное впечатление.
Коллекционер влюбился в эту часть нашей страны. Но больше всего его поразили люди, которые жили как бы в прошлом – старинные избы, прялки, наряды и, конечно же, истории.
С 1966 года он посещал Костромскую и Вологодскую области регулярно благодаря работе в музеях. Выполняя задание, в свободное время Игорь Кочетков продолжал общаться с крестьянами.
– Приезжал в деревню, ходил, фотографировал. Местные знали, что изучаю старину, и поэтому люди начинали говорить мне, что у того-то есть вещь интересная, а у женщины наряды старинные сохранились.
Северяне жили в отдалённых от города местах, без всякого общения. Им хотелось поговорить и было что рассказать искусствоведу.
Один из сельских жителей остаётся в его памяти по сей день – Александр Верещагин:
– Это был интересный, немножко озорной человек. Его считали колдуном. Он действительно исцелял скотину в деревне, но это было похоже немного на шарлатанство, – посмеиваясь, рассказывает он. – Этот старик раскрыл мне, как он это делал: "Прихожу в хлев и начинаю ходить около коровы. Её ласкаю, глажу, даю что-нибудь вкусное пожевать. Она жуёт и расслабляется. И вдруг, когда она размякнет, я как дам ей по крестцу кулаком". И болезнь как бы из неё вылетала.
Игорь Кочетков говорит, что у Александра фольклор был "преимущественно хулиганского содержания":
– Однажды мы с женой пришли в дом этого старика. И застаём там двух студенток филологического факультета МГУ. Они сидят напротив него с открытыми тетрадками. А он торжественно говорит: "Запишите, название: "Сопля и говно". И дальше рассказывает, как с ними обращались в городе и в деревне. "К сопле в городе бережно относились – в батистовые платочки заворачивали. А в деревне мужик как возьмёт, шлепнет её о землю твёрдую! А отношение ко второму герою - говну - противоположное. В городе от него избавляются, а в деревне используют как удобрение".
Коллекционера удивляли не только былины, но и история знакомства с технологическим прогрессом:
– Это мне показалось удивительным. Уж керосиновая лампа существовала тогда давно. А тут, оказывается, привезли её из уездного города, и, когда зажгли, вся деревня сбежалась в дом владелицы этой диковины, чтобы посмотреть на неё. И свет от керосиновой лампы показался всем ярким, как свет солнца.
Но больше всего жителей Севера удивила или даже испугала "железная птица" в небе над полем:
– Женщины на сенокосе увидели летящий самолёт. Ранее они такого никогда не видели. У них возникло представление о том, как в рассказах дедовских, что будут летать железные птицы и клевать людей. Что-то такое, связанное со Страшным судом и Апокалипсисом.
Женщины так сильно испугались, что побежали с немыслимой скоростью в деревню, по своим домам.
– Интересно, что же они делали в своих домах? – продолжает Игорь Кочетков. – Оказывается, они залезли в печки и закрылись изнутри заслонками. Откуда у них такое взялось? В более раннюю эпоху были набеги каких-нибудь татар, и это был единственный способ спастись.
Игорь Кочетков изучал Север со своей женой. Местные жители подарили супругам более 200 предметов, часть из которых можно увидеть на выставке до 29 ноября.