На русских средневековых брачных венцах не было изображений Петра и Февронии

Ко Дню семьи, любви и верности в Историческом музее показывают восстановленные реставраторами брачные венцы XVII–XVIII вв.
На русских средневековых брачных венцах не было изображений Петра и Февронии
Пресс-служба Реставрационного центра имени Грабаря
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII - XVIII вв.

В отделе дерева и мебели Государственного исторического музея хранится крупнейшее в стране собрание древних деревянных брачных венцов. Интересно, что они оказались здесь не только в результате этнографических экспедиций, но прежде всего из частных коллекций: их собирали основатель ГИМа граф Алексей Уваров, известный коллекционер русской истории Пётр Щукин, великий князь Дмитрий Павлович (внук Александра II) и многие другие. 

– О каждом из венцов можно написать статью или даже книгу, – уверена Зинаида Михайлова, хранитель коллекции венцов, научный сотрудник отдела дерева и мебели  ГИМ. Не так давно она описала 63 венчальных головных убора из коллекции родного музея в книге "Деревянные брачные венцы XVII–XIX вв.". 

Деревянные венцы – очень хрупкие предметы, реставрировать их очень сложно. Поэтому ко Дню семьи, любви и верности в Историческом музее решили специально показать две пары восстановленных специалистами Реставрационного центра имени Грабаря брачных венцов XVII–XVIII вв. 

Восстановленный реставраторами мужской деревянный брачный венец, середина XVII в.
Пресс-служба Реставрационного центра имени Грабаря
Восстановленный реставраторами мужской деревянный брачный венец, середина XVII в.
ЦИТАТА
Исторический музей обладает крупнейшей в России коллекцией деревянных брачных венцов XVII–XIX вв. Она уникальна по своему характеру, весьма разнообразна по составу и представляет собой исторически сложившийся целостный комплекс памятников, позволяющий изучать не только тенденции развития русского церковного искусства, но и национальную культуру и традиции.
— Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея

По словам Людмилы Синицыной, художника-реставратора высшей категории Реставрационного центра имени Грабаря, эта работа стала по-своему уникальным опытом в её практике: очень тонкая древесина венцов была сильно деформирована, они фактически распались на части в результате либо падения, либо длительных колебаний температурно-влажностного режима. 

– Более того, после того, как они распались на части, каждая из них ещё дополнительно деформировалась, – рассказывает Metro Людмила Синицына. – Поэтому мы должны были как-то соотнести края этих расколотых частей, соединить их максимально возможно плотно. Несмотря на то что толщина дерева была очень тонкая – полсантиметра или даже меньше, – надо было сделать в двух венцах микроотверстия, вставить тоненькие шкантики и после этого уже закрепить. Один из венцов мы так и оставили несоединённым по решению реставрационного совета, потому что распрямить его обе части, закрученные практически в спираль, было невозможно. Надо отметить, что это не просто деревянные венцы, а своеобразные венцы-иконы. То есть на них есть паволока, на паволоке левкас, а на левкасе темперная роспись с разнообразными иконографическими сюжетами. Ну и, конечно, никаких неоправданных восполнений красочного слоя не было. Всё было сделано очень деликатно: только тонировка потёртостей, никаких дописей.

Венец из двух расколотых фрагментов.
Пресс-служба ГИМа
Венец из двух расколотых фрагментов.

Венец – древний ритуальный предмет: им награждали победителей, в них вступали в брак и отправляли в последний путь. 

– Брачные венцы упоминаются ещё в книгах Ветхого Завета, – рассказывает Зинаида Михайлова. – Так, в книге "Песнь песней" сказано, что при бракосочетании царя Соломона его мать возлагает на голову сына венец. То есть уже в ветхозаветные времена венец был необходимым атрибутом брачной церемонии, причём данной чести удостаивались лишь мужчины. Невесте, по всей вероятности, предназначалась только особенная праздничная одежда. 

На Руси венок имел сакральное значение ещё в дохристианскую эпоху, его использовали при гадании, как оберег и свадебный атрибут. Так что с принятием христианства обряд церковного бракосочетания закономерно назвали "венчанием" – от слов "венок" и "венец".

Русская свадьба. Иллюстрация из книги "Деревянные брачные венцы XVII–XIX вв.".
Пресс-служба ГИМа
Русская свадьба. Иллюстрация из книги "Деревянные брачные венцы XVII–XIX вв.".

– Главным моментом церемонии стало возложение брачных венцов на головы жениха и невесты, – рассказывает Зинаида Михайлова. – Церковь наделила их глубоким символическим значением, выражающим смысл христианского брака, где двое "венчаются в плоть едину". Венцы стали символом нерушимого брачного союза. 

Несмотря на сакральное значение брачных венцов, единых канонов их изготовления не было, за исключением правила изображать образ Христа на мужском уборе и образ Богородицы – на женском. В остальном их формы могли быть сколь угодно разнообразны. О деревянных брачных венцах писал даже сподвижник Петра I, известный богослов и публицист Феофан Прокопович.

Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману:
"Иные древним девическим повязкам подобные, иные с лучами, иные с лилиями, французским сообразные, к иным дужки плоские, на вершок широкие, обручики, шарами украшенные или позолоченные, наподобие царских диадим, и венцы, королевским подобные".
Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману:

Жениха и невесту во время венчания называли "князем" и "княгиней", поэтому известный археолог Николай Покровский в XIX веке выделил шесть форм венцов на основе княжеского головного убора: обруч, обруч с перекрестьями из дуг, обруч с дугами и декором, венцы в форме короны, великокняжеские уборы, архиерейские митры. В собрании Государственного исторического музея нет только венцов с мишурными блёстками, фольгой и стеклярусом, которые бытовали в Армении и Грузии. 

Делали венцы так же, как иконы: на деревянную, лубяную или берестяную основу накладывали ткань, грунтовали и расписывали темперой. Для венца, как правило, был нужен цельный деревянный блок, из которого выдалбливали сердцевину. 

Пример венца в виде обруча. Иллюстрация из книги "Деревянные брачные венцы XVII–XIX вв.".
Пресс-служба ГИМа
Пример венца в виде обруча. Иллюстрация из книги "Деревянные брачные венцы XVII–XIX вв.".

В каждом регионе России у венцов были свои особенности. Например, в Великом Новгороде их расписывали монохромным растительным орнаментом, а в Поволжье они были более насыщенные по цветам. 

Чаще всего на мужском уборе изображали Спасителя, а на женском – Богородицу, но в коллекции ГИМа есть и венцы с образами Троицы. 

– Любопытно, что ни на одном венце нет изображений примеров идеального супружества – святых Петра и Февронии, Адриана и Наталии, Ксенофонта и Марии, – рассказывает Зинаида Михайлова. – Все пары на венцах – библейские. Вероятно, это связано с высоким идеалом брака, установленным в Священном Писании. Именно вечный союз между мужчиной и женщиной, благодаря которому они становятся единым целым, должен был стать нормой жизни обычных людей.

Изображение Богородицы на одном из восстановленных реставраторами женских брачных венцов.
Пресс-служба Реставрационного центра имени Грабаря
Изображение Богородицы на одном из восстановленных реставраторами женских брачных венцов.

Сегодня деревянные брачные венцы уже не встретить: их делают из металла и латуни, иногда из драгоценных металлов и так же украшают иконами.

– По чинопоследованию венцами украшают как коронами, но чаще всего их держат над головами брачующихся, – рассказал Metro иеромонах Феодорит (Сеньчуков). – Венчание – это красивый обряд, а не Таинство, это прошение Божьего благословения на брак. А Таинство – это сам брак, Таинство брака – от Бога. Если кто-то вступает в брак и о нём Бога не просит, то, значит, и не венчается. При этом церковь признаёт гражданские зарегистрированные союзы, потому что люди подтвердили своё намерение сочетаться браком, а обращаться к Богу или нет – уже их дело. 

Отказать в церковном таинстве брака могут, если брак четвёртый по счёту и если это союз между людьми одного пола: брак – это союз только между мужчиной и женщиной.

Венцы держат над головами тех, кто венчается только первым браком: чин венчания второбрачных и третьебрачных совершается по другим правилам. Если один из венчающихся вступает в первый брак, а второй – во второй или третий, венцы тоже присутствуют в церемонии. При этом в Церкви при подсчёте браков учитываются и гражданские зарегистрированные союзы.

Священнослужитель совершает обряд венчания в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде.
Игорь Зарембо / © РИА "Новости"
Священнослужитель совершает обряд венчания в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде.
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII - XVIII вв.
Пресс-служба ГИМа
Возрождённые реставраторами деревянные брачные венцы XVII–XVIII вв.1/12