"Хочу быть Аллой Пугачёвой"
У киноартистов часто есть ещё творчество за кадром: я, например, сочиняю стихи и песни. Моя бабушка Елизавета – из Курской области, у неё был настолько мощный голос, что меня от него вдавливало в табуретку, и мы дома называли её "курским соловьём". Я тоже пою, сейчас у меня два музыкальных коллектива, с которыми я иногда даю концерты: один джазовый, а второй роковый. Но, к сожалению, съёмок и театра так много, что на музыку у меня очень мало времени.
Я родилась в городе Томске в совершенно не театральной семье: моя мама и старший брат врачи, а папа инженер. Поэтому то обстоятельство, что я стала артисткой, – случайность. Но, с другой стороны, она не так уж и случайна: когда я была совсем маленькой, то мама, чтобы меня успокоить, включала мне пластинки, ещё я очень любила слушать радио. По радио в Советском Союзе передавали прекрасные постановки, которыми я просто заслушивалась. Телевизор появился у нас в семье достаточно поздно, когда мне было лет 12, это был телевизор "Рубин". По нему показывали концерты, и мне очень нравилось творчество Аллы Пугачёвой: я всегда её ждала, она выходила последним номером в своих известных балахонах, и я каждый раз гадала, каким у неё балахон будет на этот раз. Мне нравилось, что в каждой её песне был какой-то драматургический рассказ. Поэтому когда меня спрашивали, кем я хочу быть, то я в возрасте пяти лет отвечала: "Аллой Пугачёвой".
Аллой Пугачёвой я не стала, но моя мечта всё равно меня куда-то вела. Мама понимала, чего я хочу, и с малых лет приучала меня к зрительскому вниманию: ставила на табуретку, которая стала моей первой сценой, и я пела песни. В возрасте пяти лет мама отдала меня в хоровую студию, и на Дне медицинского работника у меня всегда был сольный номер. Потом я обучалась в школе искусств и музыкальном училище. О профессии актрисы я даже не думала, я шла к своей мечте быть Аллой Пугачёвой.
Стала актрисой по объявлению
Когда меня спрашивают, как я попала в артистки, то я отвечаю: по объявлению. Когда я окончила музыкальное училище по классу хорового дирижирования, мама сказала мне, что я должна получить высшее образование, потому что у нас в семье оно есть у всех. У меня уже был ребёнок (я родила его в 18 лет) и после училища могла рассчитывать только на Саратовскую консерваторию. Но мама нашла объявление по приёму на обучение в тольяттинский театр "Колесо", который был филиалом ГИТИСа, и сказала, чтобы я ехала поступать, а она посидит с ребёнком. Моему мужу мы ничего не сказали.
У меня был период в жизни, когда я влюбилась в писателя Эдуарда Лимонова, побрилась налысо, и из меня лилась музыка и стихи. В тот период своей жизни я познакомилась и с режиссёром Сергеем Соловьёвым, звонила ему и бесконечно пела в трубку, умоляя: "Сергей Александрович, послушайте ещё одну мою песню". Он терял терпение, но в результате взял целых три моих песни в фильм "Асса – 2". Из песни "Она" в фильм вошли целых два куплета и припев – это очень много, такое очень редко бывает в кино, получился практически видеоклип.
Я всегда говорю, что мне повезло на встречи и вообще повезло, потому что актриса – это судьба. Я встретила много великих людей, у которых смогла многому научиться.
Но бывает, что мы живём рядом с гением и не верим в это. Многие смеялись над Эдуардом Лимоновым на ток-шоу, когда он говорил, что будет война, но так и произошло. Когда я с ним встретилась, ему было 63 года и он уже не думал, что будет отцом. Поэтому когда я родила ему сына Богдана, то поехала с ним, четырёхмесячным на тот момент, в Харьков к маме Лимонова: он уже был туда невъездным, но я хотела показать ей внука.
"Маргариту я играю уже 25 лет"
Я всем советую обращать внимание на подсказки интуиции. На пути к моей мечте было много мистики. Однажды я шла по Тольятти и встретила своих знакомых музыкантов, которые сказали, что открывается ресторан "Мечта", в котором они будут выступать, и им нужна певица в группу. Я пошла туда работать, пела там ресторанные песни, репертуар Любови Успенской и заработала первые деньги. Однажды одни из посетителей заказали наше выступление на какой-то турбазе. Мы ехали туда поздно вечером, по лесам, было очень страшно, и я даже от страха достала из сумки бабушкин пояс "живые помощи" с молитвами и на себя надела (бабушка была очень верующая и советовала надевать его в ситуациях, когда чувствуешь какую-то опасность). После этого выступления нам заплатили столько, что я смогла уехать в Москву.
Я приехала в ГИТИС и была уверена, что Москва упадёт к моим ногам, но этого не случилось. Конкурс был закончен и больше никого не брали. Мне посоветовали поехать в Ярославль, туда, где мой однофамилец Фёдор Волков основал русский театр. Я поступила в Ярославский театральный институт и начала там учиться с первого курса. На втором курсе Ярославский государственный академический театр имени Фёдора Волкова предложил мне дебютировать на сцене в роли гувернантки Настеньки в "Селе Степанчиковом".
Однажды к нам приехали киношники, которые искали актрису на роль Машеньки в "Капитанской дочке". Вели они себя очень развязно, очень разозлили меня, и когда я села перед ними, то на вопрос, кого бы я хотела сыграть, раздражённо ответила: "Маргариту!"
Через два месяца мой сокурсник собрался ехать в Москву: он хотел перевестись на курс к Владимиру Этушу в Щукинское училище и позвал меня с собой за компанию. И вот в Москве я встречаю на улице своего однокурсника из тольяттинского "Колеса" Сашу Арсентьева, который сейчас очень много играет в Театре Пушкина, и он мне говорит, что курс Марка Захарова ищет для своей дипломной работы актрису на роль Маргариты. Я отправилась на пробы, сыграла, и мне сказали: "Езжайте в Ярославль за документами". Маргариту я играю уже 25 лет.
"Мы очень богаты"
Мне иногда говорят, почему ты пишешь такие сложные тексты, никому сейчас это не нужно, достаточно два притопа – три прихлопа. Но мне кажется, что время всё расставит на свои места, и сейчас наступило время возвращения к нашей культуре. А это огромное богатство, которое оставили нам наши предки, потому что такого количества гениальных писателей, композиторов, музыкантов, художников нет ни в одной стране. Поэтому, может, и хорошо, что мы сейчас оказались немножко в резервации – это возможность обратиться к корням. Всё, что нам нужно, есть в нашей культуре, нам есть чем гордиться, мы очень богаты.