Экспозиция "Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы" – это первая выставка цикла, посвящённого теме двунадесятых праздников. Изучили несколько икон, посвящённых Богородице.
1. Богоматерь Живоносный Источник (первая треть 18-го века)
Один из главных символов на изображении – фонтан, в него помещён образ самой Богородицы, потому что Она сама по себе является источником жизни и может напоить и исцелить всех страждущих. Но помимо символического значения фонтан в иконографии имеет и исторический смысл.
2. Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (начало 17-го века)
На этом изображении фонтан (смотри нижний правый угол) соотносится с конкретным сюжетом, он присутствует здесь потому, что в саду, где Анна молилась о том, чтобы зачать ребёнка, был водоём и фонтан, поэтому здесь он изображён как конкретный, исторический образ.
3. Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (конец 17-го века)
Со временем в иконографии появилась тенденция к изображению бытовой жизни. На фрагменте этой иконы (смотри верхний левый угол) можно видеть первые шаги Марии – сцена простой, радостной жизни.
4. Богоматерь Жена, облечённая в солнце, с прообразовательными символами (18-й век)
Богородица, как земля обетованная, как мост на небеса... На иконе вокруг образа Богоматери расположены символы, которые раскрывают значение Богородицы, черты её человеческой личности и её смысл в нашей истории.
Три вопроса эксперту
Вера Мужева, куратор выставки, рассказала, почему в разных странах по-разному изображают лик Богородицы.
Как рисовали Богородицу, на что опирались?
– Изобразительная схема опирается на текст, с одной стороны, это какие-то исторические события, которые отражены в канонических Евангелиях, но в них о Богородице достаточно мало сведений, поэтому в основном художественная практика опирается на апокрифические тексты и на многовековую традицию.
Почему лик Богоматери в странах мира такой разный и иногда даже приобретает национальные черты?
– Есть, конечно, какие-то определённые особенности, исходя из национальных моментов. Образы Богоматери в византийском, греческом, русском искусстве несут в себе и эстетические, и этические идеалы того или иного времени и художественного центра, в том числе, конечно, национальные особенности. Конечно, каждый художник помимо общей христианской традиции, которую он получает в наследство, несёт и свои эстетические переживания и идеалы.
Насколько допускалась вариативность в церковном искусстве?
– Может создаться впечатление, что если существует традиция иконографии, то создаются одинаковые иконы. Ничего подобного, в классический период не было ни одной одинаковой иконы, до того как иконы не начали печатать технически. Это абсолютно точно, потому что художественное и эстетическое начало всегда присутствовало. Любой предмет церковного искусства это бессомненно тончайшее и высокое искусство.