Прихожу в усадьбу Кусково и ищу место для пикника. Мимо меня ходят фрейлины в бирюзовых платьях с кринолином, но на мои вопросы не отвечают. Наконец набредаю на поляну – вижу скатерти с графинами и фрукты, барбарис с печеньем, в стороне лежат шахматы, бадминтон. Двое красивых мужчин в смокингах наливают лимонад, пока люди поедают кусочки огурцов на шпажках, политые непонятным соусом.
Появляется дама в белом платье с рукавами-фонариками, жемчужным ожерельем – чинно вышагивая и придерживая вуаль, она пять минут говорит по-французски и только потом переводит.
– Меня зовут Натали, и сегодня мы с вами познакомимся с традициями русского пикника, – говорит "дворянка". – Слово "пикник" французское, но взял он своё начало от охотничьей традиции в Англии. После того как постреляли дичь, богатые особы останавливались на привал и им подносили кушанья. Это уже потом появились пледы в клеточку от IKEA. Поправив причёску, "знатная дама" медленно достаёт свиток и зачитывает меню английского пикника 1906 года:
– Мадам и месье, для пикника обязательны: шесть средних омаров, 18 головок салата, шесть корзинок с зеленью и шесть – с огурцами...
Мы облизываемся и ждём, когда их нам принесут, но этого не происходит... Через полчаса Натали дочитывает весь список блюд английского пикника и спрашивает, без чего нельзя представить русский пикник XIX века. Сыпятся предположения – лимонад, крюшон, яблоки... Картинно хмуря брови, Натали всплёскивает руками: "Ну что вы, что вы, господа, какой лимонад, какой крюшон! Это самовар". И в подтверждение своих слов рассказывает, как граф Строганов жаловался писателю Николаю Гречу, что на его пикниках чай из самовара не пьют. Самовара, кстати, у нас тоже не было, зато мы угощались клубникой, черешней, черникой. На шахматы и бадминтон совсем не обращали внимания. А играть всё же пришлось.
– "Съедобное – несъедобное", "Пипидастр?", – перечисляет Натали. – "Потатуй?". – Потатуй – это от французского слова "горшок"? Наверное, это несъедобное, – предположила сидящая рядом девушка в гусарском пиджаке.
– Это тот, кто потакает, подхалим, – торжественно улыбаясь, продолжает Натали. – Сныть?
– Это когда совсем жрать нечего! Дальше только лебеда! – выкрикнул загорелый всезнайка с длинными волосами.
– Вы правы! Сныть – это трава, которую употребляют в пищу, – просвещает Натали.
Мы учтиво дождались, пока ведущая закончит игру... и, наконец, умирая от голода, совершенно не аристократично схватили боксы с печеньем и убежали искать ближайший ресторан.
Что ещё брали на средний пикник англичане в XIX веке
- 3 дюжины бутылок с элем, имбирное пиво, газированную воду, лимонад, 6 бутылок хереса, 6 бутылок бордо, шампанское по своему усмотрению, а также любые другие легкие вина и 2 бутылки коньяка, компот в бутылках.
- Холодную запечённую и холодную варёную говяжью шейку, две порции бараньих рёбер, две бараньи лопатки, четыре жареных петуха, две запечённые утки, один свиной окорок, один язык, два пирога с телятиной и ветчиной, два голубиных пирога.
- Две дюжины фруктовых пирогов, два холодных пудинга, два бланманже (желе из миндального молока), один большой сливовый пудинг.
- Рюмки, ножи, вилки и ложки, чашки и блюдца, 3–4 чайника, 3 штопора.