Свой творческий путь Лев Повзнер начинает вместе с представителями андеграунда, в частности, с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским.
В конце 90-х он находит свой неповторимый стиль, исследуя в живописи коллажные приёмы многослойности изображения. Тогда же он работает над серией "Спрятанные лица", которая последствии становится одной из самых ярких в его творчестве.
– В этой серии он использует приём "полиморфизм", когда, разглядывая картину, сначала человек видит одно, но потом осознаёт, что изображение ассоциируется с совершенно другим, – рассказывает Metro Алина Пинская, галерист, куратор выставки. – Лев Александрович изображал советскую и постсоветскую реальность, пропуская сюжеты через призму разных художественных приёмов из истории искусств, направлений и стилей.
Арт-критики называют Повзнера "российским Дали", намекая на то, что его картины-ребусы сюрреалистичны. Алина говорит, что сюрреализм сегодня обретает второе дыхание, и фигуративная живопись возвращается. Художникам нравится сегодня играть в сюрреализм, используя в работах его коды.
– В картинах можно уловить отсылки к Брейгелю, Босху и Арчимбольдо, – объясняет Алина. – При этом у Повзнера совершенно фантастическая палитра с большим количеством сиреневого, розового, синего и голубого, отличная от нонконформистов и художников его поколения. Как-то сказала ему: "Лев Александрович, то, что вы делаете, – это модно".
Лев Повзнер, начиная серию, её не прекращает. Помимо "Спрятанных лиц", на выставке представлены ещё несколько. "Шпигель" – отзеркаливающая серия. Он будто подносит зеркало к половине картины, и она продолжается сама собой. Для серии "Поле чудес" Лев использует авторский картон, склеенный в технике папье-маше, и приём "картина в картине". В "Траве" главными героями становятся цветы с глазками и ротиками. Эта серия родилась в начале 2000-х после того, как он сломал колено и не мог делать большие форматы. Объединяет их одно: игра автора со зрителем, в которой выигрывает тот, кто умеет читать между строк, обманываться и в этом обмане находить новые образы и смыслы.
– У Льва Александровича два любимых занятия – чтение и рисование. И, конечно, во многих работах закодированы цитаты из литературных произведений, – говорит Алина. – Например, "Мусор" навеяна Диккенсом и его романом "Наш общий друг". Это антипод драгоценностям и всему возвышенному. Картина "Уехал", чьё второе название "Крик Масловой" – это цитата из "Воскресенья" Толстого. Его картины – как книги, их хочется долго "читать", исследуя каждую деталь.
Цифра. На выставке – 60 живописных и графических работ из разных серий, в которых переплетаются гротеск, оптические иллюзии, образы истории искусства и поп-культуры.
Выставку можно посетить до 11 мая 2024 года.