Первое, о чём сразу предупреждают создатели, что это ни в коем случае не ремейк, а новая экранизация повести Щербаковой, правда, с новыми акцентами. Сюжет остался прежним: перед началом учебного года в одну из московских новостроек въезжает семья: девятиклассница Юлька с матерью Людмилой и отчимом. Как выясняется, в этом же доме живёт семья Кости Лавочкина, который в молодости был влюблён в Людмилу и которого она отвергла. По иронии судьбы дети Людмилы и Кости оказываются в одном классе и влюбляются друг в друга. Этому всячески пытается препятствовать Вера, жена Кости, которая ревнует мужа к его первой любви. В итоге козни Веры приводят к трагическому финалу.
Смена акцентов
Главное отличие этой картины от фильма 1980 года и от самой повести это то, что в центре – не история первой любви подростков, а образ мамы Ромки, Веры.
Как рассказала режиссёр после показа картины, именно это и привлекло её в проекте, который ей предложила студия Горького:
– Если бы я сама выбирала что-то для экранизации, наверное, выбрала что-то другое, но тут мне понравилось, что смещён акцент, что мне не нужно снимать ремейк, – сказала Волкова. – Я не пошла по прямому пути. Это было для меня принципиально, потому что я помню, что читала в сценарии, и видела в фильме, что там была женщина полная. Как будто все проблемы женщины начинаются в тот момент, когда она поправилась. В наше время это абсолютный бред. И я захотела сделать глубокую историю, не просто про внешние признаки каких-то переходов сложных, кризис женского возраста, я хотела покопаться в этом поколении. Выбор актрисы на главную роль был долгим, поскольку режиссёр, по собственному признанию, не шла за "типажностью". Ей важна была глубина. И такой актрисой ей показалась Виктория Толстоганова.
Сыграть тварь
Создавая образ женщины тех времён, как призналась Виктория Толстоганова, она вспоминала свою маму:
Я нервные глаза своей мамы не забуду никогда в жизни: советское время накладывало свой отпечаток и на женщин, и на мужчин, на отношения, на любовь – на всё, они в принципе были травмированы, и мне хотелось это каким-то образом передать.
Саму же свою героиню Виктория считает самой настоящей “тварью”, не заслуживающей никакого оправдания:
Мне как актрисе надо было почувствовать, как она живёт, почувствовать её мысли и понять, почему она так поступает, но это не оправдание её поступков! Ну, она тварь, потому что она не умеет чувствовать. Её мама не научила любить, у неё не было такой учительницы, которая могла сказать, что этот год посвящён любви, и она боится этого слова как огня, – уверена Толстоганова.
Безжалостный финал
Как призналась Волкова, она раньше никогда не снимала трагедий. Но, когда встал вопрос о финале, не могла поступить иначе:
– Всем хочется верить в то, что Ромка остался жив, но он у нас погибает. Просто иначе эта женщина, которая не останавливается ни перед чем, так никогда ничего не поймёт и не осознает. Если я не покажу трагедию, то это будет нечестно. Да, это такая игра. А кто сказал, что трагедию делать просто?
Слава богу, есть фильм, где дети спасаются. Сейчас я в это спасение не верю. Я делаю трагический фильм в трагическое время. Ирина Волкова, режиссёр
ГЕРОИ: Вспоминаем, какими они были у Фрэза и знакомимся с новыми
Хотя в центр истории режиссёр поместила Веру, другие герои в картине тоже присутствуют. Они чем-то похожи, чем-то отличаются от своих предшественников. Есть и новые персонажи. Например, мама Алёны Старцевой. И хотя их историям уделено здесь меньше внимания, они не менее яркие.
– Невозможно рассказать обо всём, иначе будет такой винегрет с несфокусированными фрагментарными пятнами, – объяснила Волкова. – Поэтому мы решили просто задать основную линию, которая связана с мамой и сыном. У нас главные они и то, что вокруг их истории. Остальные люди с их яркой жизнью, к сожалению, не помещаются.
Читайте также: Никита Ефремов попал под каблук "Госпожи" Маруси