На кинофестивале "Зимний" показали новую экранизацию "Вам и не снилось...", где Ромка погибает

Драма Ирины Волковой "Вера" – новая экранизация повести Галины Щербаковой, хорошо знакомой по фильму Ильи Фрэза 1980 года
На кинофестивале "Зимний" показали новую экранизацию "Вам и не снилось...", где Ромка погибает
Киностудия им. Горького
Вера (Виктория Толстоганова) и её сын Ромка (Тимофей Тимков).

Первое, о чём сразу предупреждают создатели, что это ни в коем случае не ремейк, а новая экранизация повести Щербаковой, правда, с новыми акцентами. Сюжет остался прежним: перед началом учебного года в одну из московских новостроек въезжает семья: девятиклассница Юлька с матерью Людмилой и отчимом. Как выясняется, в этом же доме живёт семья Кости Лавочкина, который в молодости был влюблён в Людмилу и которого она отвергла. По иронии судьбы дети Людмилы и Кости оказываются в одном классе и влюбляются друг в друга. Этому всячески пытается препятствовать Вера, жена Кости, которая ревнует мужа к его первой любви. В итоге козни Веры приводят к трагическому финалу.

Смена акцентов

Главное отличие этой картины от фильма 1980 года и от самой повести это то, что в центре – не история первой любви подростков, а образ мамы Ромки, Веры.

Как рассказала режиссёр после показа картины, именно это и привлекло её в проекте, который ей предложила студия Горького:

– Если бы я сама выбирала что-то для экранизации, наверное, выбрала что-то другое, но тут мне понравилось, что смещён акцент, что мне не нужно снимать ремейк, – сказала Волкова. – Я не пошла по прямому пути. Это было для меня принципиально, потому что я помню, что читала в сценарии, и видела в фильме, что там была женщина полная. Как будто все проблемы женщины начинаются в тот момент, когда она поправилась. В наше время это абсолютный бред. И я захотела сделать глубокую историю, не просто про внешние признаки каких-то переходов сложных, кризис женского возраста, я хотела покопаться в этом поколении. Выбор актрисы на главную роль был долгим, поскольку режиссёр, по собственному признанию, не шла за "типажностью". Ей важна была глубина. И такой актрисой ей показалась Виктория Толстоганова.

Сыграть тварь

Создавая образ женщины тех времён, как призналась Виктория Толстоганова, она вспоминала свою маму:

Я нервные глаза своей мамы не забуду никогда в жизни: советское время накладывало свой отпечаток и на женщин, и на мужчин, на отношения, на любовь – на всё, они в принципе были травмированы, и мне хотелось это каким-то образом передать.

Саму же свою героиню Виктория считает самой настоящей “тварью”, не заслуживающей никакого оправдания:

Мне как актрисе надо было почувствовать, как она живёт, почувствовать её мысли и понять, почему она так поступает, но это не оправдание её поступков! Ну, она тварь, потому что она не умеет чувствовать. Её мама не научила любить, у неё не было такой учительницы, которая могла сказать, что этот год посвящён любви, и она боится этого слова как огня, – уверена Толстоганова.

Безжалостный финал

Как призналась Волкова, она раньше никогда не снимала трагедий. Но, когда встал вопрос о финале, не могла поступить иначе:

– Всем хочется верить в то, что Ромка остался жив, но он у нас погибает. Просто иначе эта женщина, которая не останавливается ни перед чем, так никогда ничего не поймёт и не осознает. Если я не покажу трагедию, то это будет нечестно. Да, это такая игра. А кто сказал, что трагедию делать просто?

Слава богу, есть фильм, где дети спасаются. Сейчас я в это спасение не верю. Я делаю трагический фильм в трагическое время.
Ирина Волкова, режиссёр

ГЕРОИ: Вспоминаем, какими они были у Фрэза и знакомимся с новыми

Хотя в центр истории режиссёр поместила Веру, другие герои в картине тоже присутствуют. Они чем-то похожи, чем-то отличаются от своих предшественников. Есть и новые персонажи. Например, мама Алёны Старцевой. И хотя их историям уделено здесь меньше внимания, они не менее яркие.

– Невозможно рассказать обо всём, иначе будет такой винегрет с несфокусированными фрагментарными пятнами, – объяснила Волкова. – Поэтому мы решили просто задать основную линию, которая связана с мамой и сыном. У нас главные они и то, что вокруг их истории. Остальные люди с их яркой жизнью, к сожалению, не помещаются.

Вера, мать Ромки (Виктория Толстоганова). По профессии здесь она биолог-ихтиолог. Но главное в её жизни – сын, её "Ромасик", ради которого она готова пойти на всё. В фильме Ильи Фрэза Вера – врач, а сыграла её Лидия Федосеева-Шукшина.
Киностудия им. Горького
Люся, мать Юльки, первая любовь Кости (Ольга Сутулова). В глазах остальных родительниц Юлькиных одноклассников выглядит зазнавшейся высокомерной модницей. Фрэз выбрал на роль Люси, у которой, кстати, в фильме был грудной ребёнок, Ирину Мирошниченко.
Киностудия им. Горького
Костя, муж Веры (Алексей Розин). Больной или регулярно притворяющийся таковым, перманентно безработный инженер. Находится под железобетонным каблуком Веры. В старом фильме Костю, который не был настолько беспомощным, сыграл Альберт Филозов.
Киностудия им. Горького
Мама Алёны Старцевой, влюблённой в Ромку одноклассницы (Наталья Бочкарёва). Набивается Вере в подружки, подсовывая всякий модный дефицит, чтобы "состватать" свою дочку за Ромку. Новый персонаж, которого не было в фильме 1980 года.
Киностудия им. Горького
Слева – Татьяна Николаевна, или Танечка , классная руководительница (Евгения Громова). Такая же "возвышенная", как и в фильме Фрэза, но без личной драмы. Пытается детям рассказывать о любви. У Фрэза роль Танечки сыграла Елена Соловей. Справа – директор школы (Елена Нестерова). У Фрэза её сыграла Нина Мазаева.
Киностудия им. Горького
Вера, мать Ромки (Виктория Толстоганова). По профессии здесь она биолог-ихтиолог. Но главное в её жизни – сын, её "Ромасик", ради которого она готова пойти на всё. В фильме Ильи Фрэза Вера – врач, а сыграла её Лидия Федосеева-Шукшина.1/5