Это этрусско-римский мост Ромито в коммуне Латерина в провинции Ареццо (Тоскана, центр Италии).
Об открытии рассказал историк Сильвано Винчети, основатель Национального комитета по оценке культурного наследия – итальянской некоммерческой организации, занимающейся изучением творчества Леонардо да Винчи.
Об этом сообщает итальянское информационное агентство Ansa.
Изображение моста хорошо видно в правой части картины, над левым плечом Моны Лизы. В течение долгого времени исследователи творчества Леонардо пытались разгадать, в каком уголке Италии был написан пейзаж, на фоне которого изображена самая знаменитая женщина в мире.
Долгое время "кандидатами" на прототип моста в пейзаже "Джоконды" были средневековый мост в городе Боббио в провинции Пьяченца и мост в тосканской деревне Буриано в провинции Ареццо. Но теперь исследователи с полной уверенностью заявили, что мост точно идентифицирован.
Сейчас от моста осталась одна арка, но в период между 1501 и 1503 годами он был довольно загружен перевозками, рассказал учёный. Построенный ещё древними римлянами через реку Арно, он имел четыре арки, опирался на две скалы и был частью объездной дороги, что позволяло сократить путь между Ареццо, Фьезоле и Флоренцией на несколько километров. Именно в это время Леонардо жил в тех краях: сначала в Валь д'Арно на службе у Чезаре Борджиа, а затем у гонфалоньера Флорентийской республики Пьера Содерини.
– Мы нашли множество соответствий между мостом Ромито, особой морфологией Арно на этом участке территории и тем, что изобразил Леонардо, – рассказывает Винчети. – Мы сняли пейзаж с беспилотника, что позволило выделить наличие двух скал слева и справа от моста Ромито и извилистое течение Арно, как это и изображено на картине "Джоконда".
Исследователи создали виртуальную реконструкцию моста, опираясь на ширину реки Арно на участке, где расположен мост Ромито, которая подтвердила сильное сходство с мостом на портрете. То же самое можно сказать о форме и размере четырёх арок.
– Важны также исторические документы, подтверждающие, что Леонардо часто проживал во Фьезоле в то время с дядей-священником по имени Амадори, – добавляет Винчети. – Анализ снимков, сделанных с помощью дрона, и исторических документов позволил нам с высокой степенью вероятности идентифицировать также пейзаж в левой части "Моны Лизы". Это комплекс скал в верхней части долины Арно, которые Леонардо изобразил в Кодексе Хаммера (или Кодексе Лейстера), знаменитой рукописи художника, датируемой между 1506 и 1510 годами.
Напомним, год назад историк Сильвано Винчети обнаружил ещё один портрет Джоконды, который предшествовал полотну, выставленному в Лувре, а также научным путём подтвердил версию известного историка Возрождения Джорджо Вазари, что в образе Джоконды изображена жена богатого флорентийского купца Дель Джокондо Лиза Герардини.