На выборы раньше звали плакаты, причём рисовали их не только художники-графики, но и знаменитые живописцы, например, певец русской деревни Аркадий Пластов (его картины знали раньше все, они были в советских учебниках) и даже президент Академии художеств СССР Борис Иогансон. Посмотреть, каким раньше было искусство предвыборной агитации, можно в Российской государственной библиотеке на выставке "Призыв к выбору". Здесь показывают плакаты, созданные в 1950—1960-е годы — время наиболее интересных находок в политическом плакатном искусстве. Несмотря на серьёзность темы выборов в СССР, эти плакаты привлекают искренностью и человечностью образов.
Самые ранние отечественные предвыборные плакаты появились ещё до советских лет, в 1917 году, в период выборов в Учредительное собрание. Их не так много, и хранятся они тоже в фондах Российской государственной библиотеки.
— Плакаты информировали о номере в бюллетене голосования и давали графическое воплощение образа партии без уточнения программы её действий в случае победы, — рассказывает заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова.
Образ будущего эти плакаты пока не рисовали — всё это появится позднее.
После завершения Гражданской войны агитация для участия в выборах приобрела особое значение и к созданию предвыборных плакатов начали привлекать художников. Кроме очевидных агитационных целей, плакаты начали выполнять эстетическую роль: стали элементом оформления населённых пунктов страны в период выборов и украшением мест проведения голосования. Поход на выборы понемногу начинает приобретать черты праздника.
— С самого начала сформировались три основные цели предвыборного плаката: информирование о дате проведения выборной процедуры, представление избираемых кандидатов и общие призывы к участию в выборах и утверждение значимости этого мероприятия для будущего страны, — говорит Любовь Родионова.
Расцвет предвыборного плаката начинается после Великой Отечественной войны, с начала 1950-х годов. Несмотря на смену политических реалий, эмоциональный посыл этих плакатов понятен и сегодня, поскольку агитационная идея в них объединена с семейными и общечеловеческими ценностями.
— Формируется образ выборов как государственного и одновременно общенародного праздника, отчасти сплетённого с семейными традициями совместного голосования, — поясняет Любовь Родионова. — В предвыборном плакате этого времени часто встречаются изображения идущих к избирательным участкам семей и радостных людей.
В период оттепели, в конце 1950-х–1960-е годы, на предвыборных плакатах появляются виды строек и промышленных объектов в состоянии обновления — это отражало реальную ситуацию в стране и задачи очередных пятилеток. Также на плакатах всё чаще рисуют образы молодых людей и, что особенно необычно для предвыборной тематики советского времени, спортсменов и физкультурников – как метафору людей с активной жизненной позицией.
"Голосуем за счастье, за будущее наших детей!", "Выбираю я в Совет дельных, смелых, беспокойных, самых лучших и достойных!", "За расцвет Родины голосую!" — лозунги, которые украшают эти плакаты, оказались универсальными и вполне могли бы украсить и современную предвыборную агитацию.