Собраться на такой фестиваль – дело нелёгкое. Ведь главное правило здесь – забыть про 21-й век. Поэтому помимо очевидного – спрятать телефон и шоколадные батончики – пришлось озаботиться деревянной посудой (а ребята из клуба озаботились ещё и деревянными столами, лавками, палатками и котлом для костра). Костюмом на время фестиваля меня тоже обеспечил приютивший меня "Белый Полоз": рубаха, хангерок (что-то вроде сарафана с двумя ремнями, которые нужно перекинуть через плечи и закрепить металлическими застёжками), платок и кожаные ботинки (да, никакой современной подошвы в них тоже не подразумевается). Поэтому вооружившись предметами реконструкторского быта, запасом энтузиазма и нелегальной зубной щёткой, отправляюсь на свой первый фестиваль.
Принципиальность – наше всё
Фестиваль для реконструкторов начинает с установки палаточного лагеря – только деревянные колышки, только топор! Погружаться в эпоху мы начали, разгружая машину нашего ярла Флоки (он же Александр Афонин) в джинсах и футболках.
– Надо поставить столы, то есть где-то шесть метров ровной земли, – рассуждает он, расхаживая среди уже появляющихся палаток.
– Да тут нет ровной земли!
– Зато у нас есть мотыга и лопата! – Рома Брагин приехал на фестиваль на один неполный день из-за рабочего графика, и он за любой исторический кипеж, кроме чумы.
– Да тут и шести метров-то нет, не встанет! – всё ещё не сдаётся главный скептик лагеря.
– Сейчас я дам тебе рулетку! – доносится чей-то голос из палатки.
– Какая рулетка? Мы – реконструкторы! – гордо восклицает Александр.
Каждый реконструктор немножко учёный
Первое фестивальное утро для меня началось с моего костюма, к счастью, он был довольно простым, но всё-таки с застёжками мне помогла наша незаменимая Юлия Батракова.
– О, тоже становишься человеком? – приветствует нас Богуслав (он же Алексей Богатиков), добавляющий к своему человеческому облику финальные штрихи.
К костюму тут подход серьёзный: чтобы грамотно пошиться, нужно практически получить учёную степень по истории.
– Каждому времени – своя мода, своя цветовая палитра и материалы. При создании своего комплекта реконструктор должен воспроизвести все детали именно так, как это было 1000 лет назад, – рассказывает мне Ирина Крюкова, реконструктор и популяризатор древнерусской культуры, поставившаяся на фестивале рядом с нашим лагерем. – Источников мало, серийных дешёвых материалов для пошива тоже почти нет, не говоря уже про железо. Поэтому изготовление ювелирного украшения, доспеха и вооружения, тканей зачастую ручная работа в единственном экземпляре, все мы знаем, как это дорого... А ещё усложняют ситуацию современные понятия о красоте и эстетике. В голове появляется мысль: а как это будет смотреться на мне? Бывает, что хочется красиво, а не как было!
Тут своя атмосфера
В первый день фестиваля – закрытый для зрителей – происходит, честно сказать, всё то же безумие, что и в открытый, разве что состязания для него выбираются менее зрелищные. Проходят лучный и суличный (сулица – небольшое метательное копьё) турниры, бои троек. Реконструкторы начинают получать свои первые синяки и удовольствие от процесса, еда готовится на костре, все ходят в историчном и честно не берут в руки телефон.
Иногда маленьким стихийным бедствием мы набегаем к столу, чтобы схватить какой-нибудь еды, о которой забоятся оставшиеся в лагере. И так я не особенно замечаю, как день и наша закрытая реконструкторская программа достигают кульминации – вечерних массовых сражений. Бои в формате "стенка на стенку" – это не только зрелищно, как в кино и даже лучше, но ещё и громко! Речь не только о металлическом звуке, с которым меч или топор ударяются о щит или доспех, иногда на поле брани вскипает именно она – почти всегда литературная.
– Сел!
– Да не было!
– Было – сел!
По правилам, пропустив удар оружием, воин должен сесть на поле, и если в боях менее масштабных за честностью дружинников следят специальные судьи, то во время массового веселья это не особенно-то возможно, всё остаётся на совести самих реконструкторов. Но тут надо сказать, что большинство из них ребята честные и от обмана соперника никакого удовольствия не получают, а вот не заметить удар в таком азарте, хаосе звуков и мелькании всех возможных видов оружия – легче лёгкого! Синяк-то найдётся только потом.
Кто побывал в этой тусовке – обязательно вернётся! Тут такие невероятные люди и атмосфера! Ольга, реконструктор клуба "Легенда"
Топ самых "оригинальных" вопросов
И сказать, что к вечеру мы не умотались (даже те, кто не ходил на "войну"), ничего не сказать.
– А завтра у нас турдень, все готовы? – спрашивает Юля.
– К чему? – интересуюсь я. – Будет что-то принципиально новое?
– С тобой будут фоткаться!
– Или просто фоткать тебя в любой момент времени!
– И задавать много глупых вопросов! – наперебой рассказывают мне закалённые реконструкторы.
– Так, а какой топ глупых вопросов?
"А вы руками шьётесь?"
Если вы настоящий реконструктор, то да.
"А это что, денег стоит?"
Да, немалых.
"А оружие настоящее?"
Да, и по материалам, и по весу максимально приближенное к настоящему, только незаточенное.
"А вы прямо тут живёте?"
Да, прямо в палатках.
– И ещё моё любимое! А вы настоящие... эти... реставраторы?
В любую погоду
Но нет смысла спорить, всё самое зрелищное происходит именно в турдень – конные соревнования, массовые сражения (опять!), турнир поединщиков и турнир дружин.
Происходит это практически в любую погоду – приятная облачность, дождь, палящее солнце – нам досталось второе. А ребята между прочим ходят в кольчугах, вес которых в среднем начинается с 5–6 килограмм, прибавьте к этому шлем и оружие. Нет, иногда, конечно, реконструкторы немного жалуются и ворчат, но в основном всё равно наслаждаются! А Юля героически ходит от ристалища до лагеря и обратно, чтобы принести ещё воды в глиняных кувшинах.
Победа достойная сценария
Турнир дружин, должно быть, главное соревнование фестиваля. Бои четвёрок, шестёрок, копейщиков, суличные поединки, тяжёлая атлетика, круг берсерков – такая своеобразная Олимпиада для воинов раннего Средневековья. И в ней "Белый Полоз" героически взял общий зачёт.
– На боях наши ребята бились буквально через пот, кровь и слёзы, выбивая нам очки, – рассказывает мне Александр Афонин. – Потом Искандер (он же Александр Мамаев) пошёл на тяжёлую атлетику, где нужно было дольше остальных продержать на вытянутых руках бревно. И он так сильно расстроился, что не взял первое место, что вот он не так его взял, не так встал, не так сделал... Я ему говорю: "Саня, забудь, у нас впереди волчарня (все дружины против всех. – Прим. ред.) силы ещё пригодятся!"
Потом часть дружины "Белого Полоза" пошла на поединки копейщиков, а Богуслав отправился на круг берсерков. Принцип тут следующий – бойцы встают в круг, тянется жребий, кто войдет в круг первым, после чего воин вызывает себе соперников по очереди. Кто одержит верх – остаётся в круге и выбирает следующего, и так до последнего.
– Первым вышел Змей – очень сильный фехтовальщик, он забрал другого сильного противника, а после решил отдохнуть и вторым вызвал слабого парня, – рассказывает мне Алексей (Богуслав). – И этот слабый парень его одолел! А потом всех остальных забрал я!
– Богуслав прибежал к нам на копейные и сказал, что мы взяли первое! Мы так воспряли духом! Вырвали там по очкам второе место! – делится Александр. – Финальным этапом была волчарня, и там у нас были определённые договорённости между клубами, и кстати, это исторично! Мы договорились с "Волжским соколом", что пока "Варяги" на поле, мы объединяемся, а потом уже разбираемся друг с другом.
После трёх сходов как раз у трёх лидеров турнира было по одному очку, всё должен был решить четвёртый.
– Так вышло, что нас осталось несколько человек и из "Сокола" только Змей, но он очень хороший фехтовальщик! Он начал растягивать ребят и мог бы их по одному всех положить, поэтому я, будучи уже поверженным, кричал, чтобы ребята не нападали по одному. И вот наш Саня-Искандер взял сулицу, это вообще удивительное дело, он до этого момента их не кидал вообще! Но бросил её – и попал Змею в спину! Я в моменте понял, что победа за нами, это было так круто! И я потом говорю Искандеру: "Сань, забудь ты про бревно, ты же сделал самое важное! Ты бросил эту последнюю сулицу!"
Возвращение к обычной жизни
Но если вы думаете, что фестиваль заканчивается триумфальной победой и речами благодарности – то вы ошибаетесь. Фестиваль заканчивается мытьём грязной посуды, сбором столов и палаток и загрузкой всего этого добра по машинам!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
- "Волжский путь" проходит с 2012 года и является одним из самых крупных исторических фестивалей в Приволжье.
- Его участники воссоздают исторический облик и культуру народов Восточной Европы X–XIII веков.
- На фестиваль приезжают члены клубов исторической реконструкции из разных городов России – Самары, Пензы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Казани, Тамбова, Оренбурга, Владимира, Москвы.
- 25 000 рублей в среднем будет стоить хороший комплект мужской одежды на регион Скандинавия: рубашка, штаны, обувь, носки, обмотки с крючками, головной убор и тёплый плащ.
- Бои – главное событие фестиваля. Безусловно, самая эмоциональная, напряжённая и зрелищная часть фестиваля. В массовых боях воины могут выбрать оружие на свой вкус – меч, топор, копьё, сулицу или даже лук.
- Еда почти как тогда. Желательно, чтобы продукты соответствовали эпохе фестиваля. Мы ели мясо, уху, квашеную капусту и, честно сказать, по утрам позволяли себе кофе – но только из турки!