На экраны вышел триллер Гильермо дель Торо "Аллея кошмаров"

Мексиканский режиссёр рассказал Metro о картине, в которой он исследует жанр неонуара с Брэдли Купером, Кейт Бланшетт и Уиллемом Дефо
На экраны вышел триллер Гильермо дель Торо "Аллея кошмаров"
Getty Images
В 2018 году Гильермо дель Торо завоевал сразу несколько "Оскаров". Его фильм "Форма воды", взял приз за режиссуру и как лучший фильм.

Тревожный неонуар дель Торо – адаптация романа Уильяма Линдсэя Грешама, уже экранизированного Эдмундом Гулдингом в 1947 году. Главный герой – мошенник Стэнтон (Брэдли Купер), одержимый идеей разбогатеть, устраивая богатым людям спиритические сеансы с умершими родственниками. Для этого он объединяется с женщиной-психоаналитиком Лилит (Кейт Бланшетт), которая оказывается гораздо опаснее, чем он себе представлял. 

Когда вы решили, что хотите снять фильм-нуар?  

С самого детства меня интересовали только ужасы, фэнтези и нуар. В Мексике я смотрел фильмы о коррумпированных полицейских, читал таких авторов, как Джейсон Кинг. Ещё мне нравились детективы с использованием чёрных масок. Затем я влюбился в неонуарные фильмы, которые появились в Европе благодаря итальянцам, таким как Массимо Карлотто, и меня просто очаровали. Хоррор – это жанр, который срывает с жизни претензию на нормальность и обнажает бытовые вопросы. В этом смысле фильм «Аллея кошмаров» – очень сильная притча. Фильм-нуар позволяет задуматься об эпохе, в которую снималось кино.  

Было ли вашей целью представить в фильме группу разных архетипов? 

Без сомнения. Это был один из ключей к сценарию. Каждый персонаж имеет что-то связанное со мной, но каждый из них означает что-то своё. Мы живём в очень сложный период развития человечества – мы достигли точки, когда непонятно, где правда, где ложь. Но не так важно, во что мы верим, если мы способны найти в себе сострадание.

В своём фильме вы ставите под сомнение смысл успеха, силу денег. 

Стэн ненасытный человек. Когда он получает то, что хочет, ему становится скучно и он делается несчастным. Внутри него пустота, которую он не может заполнить. Это то, что происходит сегодня. Мы живём с таким беспокойством, желая чего-то, чего у нас нет, что не можем наслаждаться тем, что у нас есть. Это очень актуальные вопросы для меня как рассказчика. Я пытаюсь найти свой путь. Тем не менее я нахожу понятие успеха невероятно мучительным, и я сам страдал от него в своей жизни. Я говорил это много раз: успех имеет вас на ваших условиях. Он ловит вас в свои сети, и, если вы, упиваясь тщеславием, не стремитесь выразить своё внутреннее «я», он просто уничтожает вас. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять это.

У вас есть что-то общее со Стэном?

В некоторых моментах – да. В фильме показан персонаж, который постоянно находится в двух шагах от того, чтобы потерять всё. Он человек, который никогда не говорит правду, она его не волнует, и он всегда в состоянии опасности, потому что он мошенник. Что бы вы ни делали в жизни, вы должны быть искренними и честными. Не сосредотачивайтесь только на себе или своей карьере и будьте верны тому, что вы делаете. Я рассказчик, и все вопросы, которые Стэн ставит перед собой, я задавал себе раньше. У меня есть понемногу от всех персонажей. Мне, как сценаристу и режиссёру, нужно было полностью их понять.

Что такое в вашем фильме магия?

Я обожаю фокусы, но я преданный ученик магии, а магия говорит, что публику нельзя одурачить, даже если она хочет быть одурачена. Каждый персонаж в этом фильме создан для своих целей в истории, для своего момента волшебства.

Почему вы создали таких сильных женских персонажей? 

Три главные женщины – движущая сила фильма, настоящие архетипы, пережившие Стэна и не обречённые на отношения с ним. Они человечные и мудрые, и они предсказали судьбу Стэна. 

Почему вы выбрали Брэдли Купера в качестве главного героя? 

Брэдли выглядит как кинозвезда 30-х и 40-х годов. Он излучает невероятную харизму, и, хотя я не знал его до съёмок, он казался идеальным актёром, чтобы передать двусмысленность персонажа.

Между оторванностью главного героя от общества и тем, что происходит сегодня, есть параллель?

Думаю, да. Время, в котором мы живём, заставляет нас верить в ложь только ради иллюзии веры в неё. Мы заразились тревогой, потому что не способны чувствовать сострадание. У героя есть шанс на хеппи-энд в середине фильма: он покидает карнавал и имеет всё. Через два года он вновь несчастен, он хочет внимания, быть на виду, но ощущает только одну всепоглощающую пустоту. 

Факты про режиссёра

Детство. Мексиканец испанского происхождения. Полное имя – Гильермо дель Торо Гомес. Он воспитывался бабушкой – ультраконсервативной католичкой и проходил обучение в Институте наук. 

Любовь к кино. Производством фильмов увлёкся ещё будучи подростком. Позже он учился созданию грима и эффектов, около 10 лет проработал гримёром, в начале 1980-х создал свою компанию по производству спецэффектов "Некропия".   

Признание. Всемирное признание пришло в 1993 году благодаря фильму ужасов "Хронос", который он снял по собственному сценарию. Затем дель Торо создаёт свой первый голливудский фильм "Мутанты" и основывает продюсерскую компанию "Текила Ганг".

Награды.  В 2018 году за фильм "Форма воды" дель Торо получает два "Оскара": "За лучшую режиссёрскую работу" и как "Лучший фильм". Также на премию выдвигалась картина "Лабиринт Фавна".

Личная жизнь. Был женат на Лоренце Ньютон, двоюродной сестре мексиканского певца Гуадалупе Пинеды. В разводе с 2017 года. У них двое детей.