Режиссёр "Курьера" и "Зимнего вечера в Гаграх" на этот раз снял комедийный детектив "Хитровка. Знак четырёх", в которой объединил творчество Артура Конан Дойля и Владимира Гиляровского.
Всё началось, когда в 1902 году режиссёр Константин Станиславский (Константин Крюков) в поисках вдохновения для постановки пьесы Горького "На дне" решил изнутри узнать жизнь того самого «дна» и обратился за помощью к знатоку московских трущоб Владимиру Гиляровскому. Вместе они отправляются на легендарную бандитскую Хитровку и оказываются втянуты в расследование убийства загадочного местного жителя – индийца-сикха.
Как рассказал Metro Михаил Пореченков, ранее ему не доводилось работать с Шахназаровым, но, получив предложение сняться у мэтра, он долго не раздумывал:
– Прислали сценарий, и он сразу мне лёг. Это лучший сценарий, который я прочитал за последнее время. Карен Георгиевич объявил: "Пойдём пробоваться", и мы попали – пришлось работать Гиляровским.
Пореченков признался, что специально ничего не читал про своего героя:
– А зачем мне его изучать? Мы же не документальный портрет делаем Гиляровского. Костюм надел, шапочку, посмотрел фотографии, почитал сценарий. Всё, мне достаточно этого.
Огромную работу проделали художники по костюмам. Создавая образ Гиляровского, они учитывали его стремление как писателя подчеркнуть свои народные корни, что особенно заметно на контрасте с образом с иголочки одетого Станиславского.
– Костюмы у нас были созданы художниками по образцам, приближённым к историческим, и сшиты безукоризненно. Хорошее время было, элегантные костюмы и при этом удобные. И сделано всё было на высшем уровне, по профессии очень грамотно, – отметил Пореченков.
Поскольку Хитровки как таковой в современной Москве не сохранилось, для съёмок была возведена натурная декорация. В одной части развернулась "светская" половина Москвы, а в другой – босяцкая, "хитровская". Кроме того, на "Мосфильме" был построен многоуровневый прообраз коллектора подземной реки Неглинной, где происходит одна из кульминационных сцен.
– Где Хитровка-то? Трущоб нету, они исчезли как класс. Что там снимать? Машины, стеклопакеты? Хитровку строили на "Мосфильме", целый квартал выстраивали. 500 человек – артисты массовых сцен, рынок, круто! – описал Пореченков. – Я вообще не понимаю, как "в натуралку" работать на природе. Это ж очень тяжело, да просто холодно. У нас там боевые сцены в воде – неделю снимали. Мы бы сдохли там, если б "в натурашку" делали. И мы, и каскадёры.
Несмотря на то, что Пореченков и сам спортсмен и сыграл писателя-атлета, трюки в картине за него всё-таки выполняли дублёры:
– Как без каскадёров работать? Хлеб зачем у людей отбирать? У них своя работа – у меня своя. Мне надо в кадре лицом посветить.
Актёр признался, что работалось на площадке "приятно, весело и озорно":
– Я всех знаю. Со всеми так или иначе мы работали. Всё прошло без сучка, без задоринки. С Костяном мы в хороших отношениях, человек он приятный. Анфиса Черных – прекрасная, замечательная, наш кореш! Редко встречаешь людей противоположного пола, чтобы они ещё были и корешами нормальными. Карен Георгиевич всё время советовался, спрашивал: "А давайте сделаем так, а давайте посмотрим этот дубль". Это был живой разговор. Поэтому всё приятно и здорово было.