В выставочных залах на Арбате Государственного музея А. С. Пушкина открылась выставка картин заслуженного деятеля искусств РСФСР художника-монументалиста Игоря Радомана "Портрет жены художника". Речь идёт о ярком представителе российской реалистической школы второй половины ХХ века – живописце, которого называют виртуозом реалистичного портрета.
Пожалуй, даже незнакомые с его творчеством москвичи наверняка видели лицо его жены хотя бы однажды – на станции метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии. Темноволосая девушка запечатлена на одной из фресок, посвящённой труженикам УССР. И её же вы увидите на всех картинах и фотографиях, представленных на выставке.
Свою будущую супругу художник встретил в Одессе. Ради него юная начинающая актриса Розалия Зайцева оставила едва начавшуюся кинокарьеру и переехала в Москву.
С этого момента её жизнь была посвящена творчеству мужа.
– Она была очень сильная, очень яркая, энергичная женщина, – вспоминает Ирина, дочь Игоря Владимировича и Розалии Ивановны.
Кстати, интересный момент: "Портрет жены художника" включает в себя также работы неизвестных фотографов Одессы и Москвы. На чёрно-белых снимках, похожих на кинопробы, можно увидеть, как Розалия Зайцева выглядела в юности. Однако на моё предположение о том, что художник буквально сдувал пылинки со своей необыкновенно красивой жены, Ирина качает головой:
– Нет, это была совершенно не та история. Отец не мыслил себя вне живописи, он погружался в неё полностью, поэтому мама брала на себя всё остальное – организационные вопросы, быт и так далее.
Куратор выставки, дизайнер Михаил Пономарёв уже 20 с лишним лет дружит с семьёй и подтверждает: особой феерии и необыкновенной лёгкости в отношениях супругов не было.
– Часто спрашивают: была ли Розалия Ивановна актрисой? Профессиональной – нет. Она только пробовалась на Одесской киностудии, когда Игорь Владимирович увёз её в Москву. Но всё-таки осталась актрисой, причём до последних лет жизни. Она играла свои маленькие роли, устраивала семейные праздники; была и артисткой, и хозяйкой дома, и музой своего мужа. То есть она – очень многогранный человек, большая личность.
По словам Михаила, фреска на станции "Киевская" не единственный замаскированный портрет жены художника. В общественном пространстве есть и ещё, но они менее узнаваемы. На этой же выставке – 38 "явных" лиц Розалии Ивановны (или Розиты, как называл её муж), запечатлённых в разные годы её жизни.
Стояла ли за каждой из картин особая история?
– Вряд ли. Это была продолжительная жизнь, и каждый портрет – это отдельный день, отдельное настроение, – объясняет Михаил Пономарёв. – Игорь Владимирович был взрывным художником. Приносили розы домой, ставили их в вазу – и он тут же брался за кисть. То же самое было с Розалией Ивановной. Могло быть лирическое настроение. Могло, наоборот, быть какое-то недовольство друг другом, которое бывает между женой и мужем. Любой порыв мог заставить его написать портрет.
Конечно, картины интересны не только семейной историей.
Валерий Малолетков – академик, член президиума Российской академии художеств, народный художник РФ – считает, что нынешняя выставка – торжество настоящего искусства:
– Все эти разговоры о том, что умер театр, умерла живопись, – это бред. Умерла не живопись, а умерли живописцы Божьей милостью, коим и был Игорь Радоман. То, что сейчас происходит в нашей образовательной художественной системе, – явление странное. У нас хорошо учат рисовать. У нас учат компоновать, мыслить концептуально, но у нас не учат писать и быть живописцем. Научить этому невозможно. Так что эта выставка – триумф живописи, такой, какая она была, есть и будет, триумф дивной семьи – красивой, талантливой, образованной.
Игорь Радоман ушёл из жизни в 1992 году. Розалия Ивановна пережила мужа на 25 лет и многое сделала для того, чтобы сохранить его творческое наследие.
Читайте также: