Вступительный экзамен Виталия Мельникова во ВГИК принимали Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Практику начинающий кинематографист проходил у Михаила Ромма. В 1964 году Мельников стал режиссёром “Ленфильма” и со временем сделался одним из главных “репутационных капиталов” киностудии. Известность пришла к нему в 1966 году, когда он снял комедию “Начальник Чукотки”. Выбор Михаила Кононова на главную роль стал первым из гениальных кастинговых решений режиссёра. Он не считался новатором, не выбивался в звёзды и не стал легендой. Зато Мельников снимал фильмы, которые без единого общего места отражали дух времени.
“Мама вышла замуж” (1969)
Мельников – один из редких не только для советского, но и для мирового кинематографа режиссёров, снимавших мелодраматические фильмы без грана сентиментальности. Это, что называется, жизненный фильм, к тому же совершенно феминистский: о праве женщины на счастье в любом возрасте и с любым количеством детей. У Мельникова вообще много сильных женских образов, а для Люсьены Овчинниковой роль в его фильме стала лучшей.
“Старший сын” (1975)
Самыми дорогими его сердцу работами Мельников называл две экранизации Александра Вампилова. Сыгравший в фильме роль Сарафанова – пожалуй, сильнейшую в его фильмографии – Евгений Леонов писал в книге “Письма к сыну”: “Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант”. Ничего откровенно “антисоветского” в произведениях Вампилова не было, но чиновники от культуры смутно ощущали его чужеродность соцреализму. Вампилов писал словно из какой-то вечности, а его Сарафанов, по определению Леонова, “личность из будущего, совершенно лишённая скверны мещанства”. Это очищенное от любой скверны кино разговаривает напрямую с душой человека, как народная песня или, например, небо.
“Отпуск в сентябре” (1979)
Великое и, по большому счёту, страшное кино и вершина творчества Мельникова. Ничего “антисоветского” по-прежнему не было, но чиновники не могли допустить демонстрации на экране такого чудовищного уровня депрессии – фильм “лёг на полку” и пролежал до поздней перестройки, когда умерли уже и Вампилов, и Олег Даль, сыгравший Зилова. Наравне с “Осенним марафоном” Данелии и “В четверг и больше никогда” Анатолия Эфроса, где Даль тоже сыграл главную роль, “Отпуск” положил самые тяжёлые могильные камни на могилу “гомо советикус”. От царящей в кадре застойной духоты хочется кричать. Всё самое “антисоветское” снято в СССР.
“Выйти замуж за капитана” (1985)
Ещё одна не слезоточивая, а смешная, нежная и капельку печальная мелодрама о любви двух непохожих. Фильм сделал персонажей Виктора Проскурина и Веры Глаголевой – прямого как шпала военного и модную фотокорреспондентку в завитушках – культовой парой советского кино.
“Царская охота” (1990)
Первый фильм трилогии Мельникова “Империя. Начало” – роскошное историческое полотно, сделанное в копродукции с Италией и Чехией. Для широкого зрителя – любовный трагифарс, разыгранный первым красавцем советского кино Николаем Ерёменко и секс-богиней 1990-х Анной Самохиной. Для всех остальных – любимица Мельникова, великая как никогда Светлана Крючкова в роли даже не императрицы Екатерины, а самой империи, пожирающей всё на своём пути. На афише фильма у неё клыки.