Как в народе говорят, деньги и мудрый, и глупый любит. Но как к ним относятся дети? Ведь не секрет, что их финансовое восприятие формируется на примере родителей. Для того чтобы это выяснить, мы обратились к ребятам и спросили, откуда же, по их мнению, берутся деньги.
– Когда я хожу в садик, мне папа выдаёт. А у папы они берутся из работы. А откуда они берутся на работе – непонятно, – рассказывает 5-летний Глеб. – Но вообще я бы хотел, чтобы мне давали сто денег в одном дне. Ну то есть день начинается и сразу много денег.
Я думаю, что самый богатый человек имеет 100 рублей. Глеб, 5 лет
Пятиклассник Илья тоже понимает, что деньги даются за какую-то работу. Но тут запросы уже повыше.
– Мне бы хватало 1000 рублей на карманные расходы, – отвечает он.
Касаемо вопроса, "на что потратили бы" дети, не колеблясь, ответ дали сразу. Глеб бы приобрёл большое яйцо с динозавром и АКЕДО (детская игра в жанре аркады, персонажи которой сражаются с помощью передвижного ползунка), а Илья – кроссовки или деталь для самоката. А вот с суммой покрупнее Илья обошёлся бы рациональнее. По его мнению, на 100 тысяч рублей можно купить продуктов или недорогую машину, или телевизор, ну либо много-много книг.
Для того чтобы понять, как правильно вводить в воспитание ребёнка обращение с финансами, мы обратились к финансовому психологу Ксении Швецовой. Она рассказала, что официально в России ребёнок может совершать мелкие сделки, то есть покупки в магазине, с 6 лет. По её мнению, именно с этого возраста можно выдавать детям карманные денежные средства.
– В период с 3 до 6 лет полезно рассказывать ребёнку о том, как устроен мир, что такое деньги, зачем они нужны, и в игровой форме обучать ими пользоваться. А промежуток времени с 6 до 14 лет станет следующим периодом развития навыков финансовой грамотности – на практике, – объяснила эксперт.
По словам психолога, родители должны понимать, что в голове у ребёнка нет встроенной программы по управлению деньгами, он создает её на основе своего опыта, то есть с оглядкой на родителей. И тут ответственны, в первую очередь, именно они.
– Недостаточно просто дать денег и ждать, что ребёнок интуитивно научится эффективно их использовать. Для этого необходимо разговаривать и помогать ему, вместе анализировать его доходы и расходы, предлагать инструменты для накопления и ведения учёта, – подчеркнула Ксения.
Деньги я храню в своей копилке, в маленькой коробочке, иногда их достаю и сворачиваю в трубочку просто так. Глеб, 5 лет
Молодому родителю начинать обучение своего ребёнка финансовым навыкам можно постепенно, например, с небольших покупок в магазине под вашим контролем.
– Сначала деньги можно выдать для покупки конкретной вещи в магазине в присутствии родителя. Например, он сам покупает себе шоколадку, стоя в кассе перед родителями, – рассказывает Ксения. – Когда ребёнок так научится тратить 100 рублей, то можно начинать увеличивать суммы.
Сумму карманных расходов нужно оговаривать, как правило, на конкретный срок и пересматривать договорённость, например, раз в полгода или раз в год. Финансовый психолог Ксения Швецова
Как считает Ксения, существует три основных правила, которых стоит придерживаться при обучении ребёнка финансовым азам. Во-первых, необходимо вовлекать их в финансовые задачи, таким образом, формируя алгоритмы обращения с деньгами в детском сознании. Не стоит откупаться денежными средствами и выдавать их по первому требованию.
Второй важный принцип: количество денег должно соответствовать потребностям ребёнка и среде, в которой он находится. Для этого эксперт советует поговорить с родителями ребят, которые общаются с вашим ребёнком, и понять, сколько в среднем имеют дети на карманные расходы.
А третий пункт – соблюдать баланс самостоятельности и контроля. Это очень важно, так как в случае, когда контроль чрезмерный, карманные деньги быстро превратятся в инструмент финансового насилия и последствия будут негативные. Если же пускать на самотёк, то ребёнок научится деньги тратить, но не управлять ими.