
О чём сериал
Корысти ради
2014 год. Журналист Алексей Суворов (Андрей Назимов) – лучший сотрудник главной воронежской газеты. Славы в родном городе ему мало, так что в мечтах прославиться за границей он то и дело пытается продать какой-то эксклюзив немецкой редакции. В очередной раз отвергнутый капризными иностранцами, расстроенный Суворов случайно знакомится с Лютиком (Никита Шалюков) и Лесенцовым (Алексей Вертков) – донбасскими "сепаратистами". Тут же набрав в телефоне фамилию последнего и прочитав, что он "полевой командир", Суворов сразу реагирует: "Если ты есть в интернете, значит, на тебе можно заработать". Немецкий хозяин заинтересовался интервью с донбасскими вояками, и воодушевлённый Суворов, к удивлению всей редакции, вызывается сопровождать гуманитарный груз на Донбасс. В дороге он подбирает идущего по обочине в камуфляже Игоря Вострицкого (Антон Шагин) – отнюдь не по доброте душевной, а всё с той же корыстной целью набрать материал.
Тем временем в Шахтёрске, откуда ехали Лютик и Лесенцов, разворачивается противостояние пророссийски настроенных граждан с украинской полицией. Местные собираются на митинг, а приехавшие правосеки заряжают стволы в квартире панельки, чтобы пощекотать нервы местному населению. Группа Лесенцова отслеживает квартиру и расправляется с провокаторами. Небольшая часть украинских полицейских принимает предложение перейти на сторону повстанцев, а тем временем Вострицкий прибывает на попутках на Донбасс. Узнав, что он был в Чечне и имел в подчинении в мирной жизни сотню человек, в ополчении его назначают командиром отделения и отправляют в "серую зону" установить пост наблюдения. Вострицкий расстраивается, что его отправили бездельничать, однако вскоре ему приходится принять бой. Тем временем Суворов всё никак не может пересечь границу с гуманитарным грузом: на таможне только что получили приказ разворачивать всех обратно...

Впечатления
Рэп как скреп
Сюжет завязывается с фигуры журналиста Суворова – корыстного, тщеславного и крайне пренеприятного, скажем честно, типа. Судя по всему, создатели сериала стремились вывести в этой фигуре типичный образ современного охотника за жареными фактами – эдакого прожжённого циника с популярного новостного портала, который готов мать родную продать за пять минут славы, не то что Родину. Редакция, в которой он считается лучшим, ему под стать: стремление прославиться за рубежом тут для каждого вершина жизненных устремлений. Главный редактор, отдалённо напоминающий жабу, закономерно не верит в благие намерения, которыми прикрывается Суворов, и с кривой ухмылкой комментирует его стремление отправиться с гуманитарным грузом: "Мы Донбассу сочувствуем на расстоянии".
Ведущий себя как напечатанная на принтере ростовая картонная копия его же самого, Суворов изрекает такие же картонные сентенции, которые навевают сомнения в том, что он способен в принципе породить какую-то нешаблонную мысль. "То есть у вас тут всё по-настоящему. Вы в войнушку не наигрались? Вы правда верите нашей пропаганде?" (ох уже эти работающие в госизданиях акулы пера, смело плюющие в кормящую их руку).

Эпизоды жизни в Шахтёрске тем временем – ожившее начало 90-х: примкнувшие к антиукраинской повестке пацаны ходят в кожанках и спортивных костюмах, а сцена, в которой они накрывают вражеское гнездо в панельке – явная аллюзия на балабановского "Брата", где расправу ритмично чинят под звуки "Наутилуса". В сериале за музыку отвечает композитор и исполнитель Ричард Семашков, известный как РИЧ, и его треки связывают местами неуверенно сшитые эпизоды, затянутые сцены и периодически странно гуляющую камеру.
Композиции РИЧа фактически спасают первые серии, которые то и дело провисают по ритму, – например, в сценах знакомства с главными героями, когда новый персонаж вводится в повествование при помощи довольно длинной паузы, за время которой нужно прочитать на экране его характеристику. Например, перед глазами зрителя вдруг замирает вот такой текст: "Вострицкий. Едет на Донбасс от лёгкости жизни. А ещё от того, что мироздание окосело, скривилось, а этого он не любил. Обуреваем беспокойством, что не успеет выполнить возложенную на него судьбой миссию. Но не знает, в чём она заключается, от того подвержен душевным метаниям". Понятно, что сериал снят по книге Захара Прилепина и создателям, видимо, хотелось максимально отразить литературный стиль первоисточника, но в кино всё же принято знакомить с героями при помощи действия и звучащей речи, что на экране гораздо лучше работает на создание выпуклого и запоминающегося образа, чем текст. Другое дело, что трансформация словесных образов в визуальные требует каких-то других усилий, от которых в этом случае, видимо, частично решили отказаться.
К главным лицам шахтёрского сопротивления на экране вопросов нет: и Владимир Стеклов, и Антон Шагин, который, кстати, выглядит очень ново и органично со стрижкой и усиками, и Алексей Вертков играют с присущей каждому необходимой степенью убеждённости. Основная интрига после первых серий для скептично настроенного зрителя находится всё в том же известном поле идеологических трансформаций: сможет ли картонный журналист понять, что он не в театре служащих его целям марионеток, а среди трагедий живых людей, сможет ли он перестать лгать себе и поэтому другим – волнующий вопрос.
Димитр Тодоров, генеральный продюсер сериала "Ополченский романс":
Съёмки начались в 2023-м году. Натуру подбирали максимально похожую на окрестности Донбасса. Выбор был между Тулой и Калугой: вторая победила, потому что там было не только множество экстерьерных возможностей, но очень много подходящей архитектуры, напоминающей донецкую и луганскую.
Главная специфика фронтового кино в том, что такие фильмы всегда делаются по правде, по глубокому осмыслению того, что происходило. Такие фильмы нельзя делать с холодным сердцем.
При этом фронтовое кино — непростая технологическая задача, нужно снимать так, чтобы всё выглядело по-настоящему. Некоторые сцены мы переписывали прямо на ходу. Выбились из графиков. Снимали, не покладая рук. Даже в чудовищных погодных условиях, когда уже наступили зимние холода. Никто не сошёл с дистанции до самой последней сцены.
Кастинг был очень сложным, много актёров отказывались, потому что не очень понимали, как играть в современном военном кино. И у нас были споры по некоторым героям. Ринат Есеналиев — тот человек, который в общем-то сыграл самого себя. Поскольку именно с него списан персонаж под позывным Скрип в романе Захара Прилепина. Никто, конечно, не думал, что Ринат будет задействован в сериале в качестве актёра, изначально его пригласили как консультанта, но вот такой интересный опыт получился.
Действие сериала разворачивается ещё до 2022 года, то есть за десятилетие до наших дней. И, пожалуй, самое интересное в работе было как раз правдиво рассказать о сложном выборе, который делали люди в то время, как они жили, как любили и дружили. О том, что было в сердцах и умах, на что надеялись. А потому картина претендует стать, я бы сказал, своего рода моральным камертоном для многих современников.