В этом году Музею архитектуры имени А. В. Щусева исполняется 90 лет, также исполняется 75 лет присвоению ему имени выдающегося русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева.
Разместившийся в бывшей усадьбе Талызиных XVIII века музей полюбили очень многие – за умные и утончённые проекты, уют и непростое умение увлекательно и красиво рассказывать о сложном. Многие, заглянув сюда однажды, влюбились в музей с первого взгляда и с тех пор приходят снова и снова – на выставках здесь бывает настоящая давка, чему свидетель и автор этой статьи, не так давно пытавшаяся прорваться через толпу к стендам в честь 150-летия со дня рождения Щусева.
Создавать юбилейную экспозицию "Архитектура говорит" пригласили совсем молодых архитекторов – сотрудников музея. "Мы хотим, чтобы выставка стала взглядом в будущее МУАРа", – пояснила этот шаг его директор Наталья Шашкова. В музее вообще очень много молодых, хорошо образованных и искренне увлечённых архитектурой сотрудников, которые с большой любовью рассказывают о том, чем занимаются.
– Мы должны признаться в ужасной субъективности при отборе экспонатов на выставку: здесь много предметов, которые мы очень сильно любим и которые вызывают у нас настоящий восторг, – призналась одна из кураторов экспозиции, искусствовед и завотделом популяризации архитектуры МУАРа Варвара Алёшина.
Напрашивавшийся в случае с юбилейной экспозицией рассказ об истории музея кураторы заменили на более масштабную идею – рассказать об архитектуре вообще. И тут, видимо, перед авторами стояли две сложнейшие задачи: не превратить этот рассказ в биографическую статью и отобрать для него 450 предметов из 840 тысяч единиц хранения музея. В итоге получился взгляд на архитектуру с восьми разных ракурсов – именно столько разделов у выставки: они рассказывают про архитектуру как идею, материал, стиль, тип, город, интерьер, а также объект рисования и фотосъёмки.
Как говорит Варвара Алёшина, каждый зал – своего рода эссе на заявленную тему. Это эссе, судя по всему, пишет невидимый архитектор: мимо развешенных по стенам выставки листов и фотографий, как по поверхности кульмана, бегут линии чертежей, а настольные лампы посылают на экспонаты уютные лучи света. Действительно, в основу дизайн-кода выставки положен образ архитектурной мастерской.
В каждом зале – настоящие экспозиционные хиты: от фрагмента утраченной в 1934 году Сухаревой башни до первых набросков вошедших в историю архитектуры объектов, нарисованных буквально на случайно подвернувшихся клочках бумаги, как, например, эскиз Дворца Советов, сделанный Владимиром Щуко на рекламе из отеля "Савой", или план Академии наук Алексея Щусева на крошечном листочке. Кстати, эти наброски из ряда предметов на выставке, которые напоминают, что архитектура – это не только то, что было реализовано в камне, но и то, что осталось проектом и полётом фантазии, а также то, что навсегда исчезло – как Сухарева башня, с рассказа о которой и начинается выставка.
– Музей архитектуры в Москве стал первым музеем архитектуры в мире в том качестве, в котором мы существуем и развиваемся сегодня, показывая архитектуру как вид художественного творчества, – говорит Наталья Шашкова.
Этот художественый аспект, пожалуй, завораживает на выставке больше всего. От многообразия графических шедевров здесь разбегаются глаза. Это не только совершенные гравюры – античный Рим Пирро Лигорио, венецианские и римские виды Пиранези и церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах работы Иоганна Христиана Набхольца, но и филигранные обмерные чертежи, эскизы и перспективы, среди которых есть поистине циклопические по размеру, как вид здания МГУ, выполненный на бумаге размером со стену одного из залов музея архитекторами Львом Рудневым, Сергеем Чернышёвым, Павлом Абросимовым, Александром Хряковым и Всеволодом Насоновым. А макеты царскосельских построек Растрелли, Сухаревой башни, павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке и церкви Покрова на Нерли приведут в детский восторг любого, кто их увидит.
Юбилей – повод не только показать музейные сокровища, но и напомнить о проблеме. Музею архитектуры катастрофически не хватает площадей: почти миллион единиц хранения (только в этом году фонды музея приросли 20 тысячами новых экспонатов) теснится в очень маленьком для такого масштаба историческом здании, которое, как объект охраны, невозможно превратить в современное фондохранилище. Музей сложился из объединённых в 1963 году Научно-исследовательского музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (он и был открыт 1 января 1934 года на территории Донского монастыря) и Музея русской архитектуры (учреждён Алексеем Щусевым в 1945 году в усадьбе Талызиных на Воздвиженке). В 1990 году монастырь был возвращён Церкви, но музею не компенсировали потерянные площади, и по этой причине в нём прекратила существование постоянная экспозиция.
– Сегодня музей рассказывает об истории русской архитектуры в формате временных выставок и просветительских проектов, но мы очень часто слышим от посетителей вопрос, почему у нас нет постоянной экспозиции, – говорит Наталья Шашкова. – Поэтому наша юбилейная выставка – это и высказывание на тему, какой мы видим постоянную экспозицию Музея архитектуры. Конечно, это скорее прообраз, тизер, набросок – но тем не менее мы пытались обозначить все темы, которые важны для постоянной экспозиции и которые раскрывают архитектуру как сложное, многогранное, интересное искусство.