Музейщики провели собственное расследование о героях четырёхтомной эпопеи Льва Толстого

В музее-панораме "Бородинская битва" представили выставку-расследование "Лица, совершенно вымышленные". Музейщики искали исторические параллели с персонажами романа-эпопеи "Война и мир"
Музейщики провели собственное расследование о героях четырёхтомной эпопеи Льва Толстого
Василий Кузьмичёнок / Metro
Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

Автор "Войны и мира" в статье для журнала "Русский архив" уверял, что все лица его трилогии вымышленны. Дотошные историки и литературоведы не поверили и принялись настойчиво искать прототипы. И нашли. 

– Опираясь на исторические исследования и литературные источники, мы решили в портретах, иллюстрациях и графике показать, как пересекаются реальные личности с персонажами Толстого, – представляет новую экспозицию её куратор, замдиректора по развитию музея-панорамы Виктория Павленко, – а заодно и рассказать об этой эпохе. 

Разумеется, расследование музейщиков не касалось таких героев, как Александр I, Багратион, Наполеон, Кутузов и других прописанных на страницах романа исторических деятелей. Не о них речь, хотя их портреты на выставке тоже есть – как ключевые фигуры войны с Бонапартом. Куда интереснее выяснить, чьими чертами Лев Николаевич наделил Андрея Болконского или Пьера Безухова, существовала ли женщина, подобная красавице Элен, и действительно ли батарея Тушина совершила подвиг во время Шёнграбенского сражения? Результаты музейного "расследования" ожидаемо доказали, что стопроцентного совпадения с реальными людьми у героев Толстого нет. 

– У каждого ключевого персонажа "Войны и мира" находим сразу несколько прототипов, – продолжает куратор выставки. – И если у отцов главных героев – князя Николая Болконского и графа Кирилла Безухова – исторических прообразов не так много, то их литературные сыновья – образы полностью собирательные: с одним современником их роднит положение в обществе, с другим – идеи, черты характера или поступки. 

Князь Андрей Болконский на иллюстрации Андрея Николаева.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Князь Андрей Болконский на иллюстрации Андрея Николаева.

Больше всего прототипов отыскалось у молодого князя Болконского. У него есть общее с генерал-майором Александром Тучковым: помимо удивительного сходства портрета Тучкова с образом Болконского и раннего восхищения Бонапартом Тучков, как и князь Андрей, повёл батальон в атаку при Бородинском сражении и погиб на поле боя (в отличие от персонажа, которому ещё предстояло перед смертью простить Наташу Ростову). 

С полковником Николаем Репниным-Волконским кроме созвучия фамилий князя Андрея сближают события Аустерлица: Волконский тоже был ранен, попал в плен и заслужил похвалу Наполеона. А существовал ещё и штабс-капитан Фёдор Тизенгаузен, зять полководца Кутузова. Военные историки считают, что именно смертельное ранение Тизенгаузена, павшего под Аустерлицем со знаменем в руках, легло в основу эпизода ранения князя Андрея на том же поле.

Генерал-майор Александр Тучков мог быть прототипом Андрея Болконского.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Генерал-майор Александр Тучков мог быть прототипом Андрея Болконского.

У Пьера Безухова нашлось общее с издателем патриотического журнала "Русский вестник" Сергеем Глинкой, который первым вступил в московское ополчение в 1812 году. Как и Глинка, толстовский Пьер изначально восхищался Наполеоном, но потом кардинально изменил своё мнение о нём. 

Сергей Глинка имел много общего с Пьером Безуховым.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Сергей Глинка имел много общего с Пьером Безуховым.

Найти исторические параллели среди женских образов, по словам Виктории Павленко, оказалось ещё сложнее, чем мужских. Например, повороты судьбы блистательной авантюристки Элен Безуховой-Курагиной встречаются сразу у трёх великосветских дам, но ближе всего романной красавице правнучка брата Екатерины I графиня Екатерина Скавронская – с такими же мраморными плечами. Ненадолго она стала княгиней Багратион, а потом крутила за границей романы с известным австрийским дипломатом Меттернихом и принцем Людвигом Прусским.                    

Красавица Екатерина Скавронская-Багратион была так же прекрасна, как графиня Элен, и так же ветрена.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Красавица Екатерина Скавронская-Багратион была так же прекрасна, как графиня Элен, и так же ветрена.

– При осмотре выставки вы можете столкнуться с литературно-исторической мистификацией, – честно предупредили сотрудники музея. – Некоторые совпадения персонажей "Войны и мира" с реальными людьми могут оказаться случайными, потому как сам автор утверждал, что прототипов у его героев нет.

Сейчас под прицел расследования попали события 1805 года, а к июню откроется вторая часть выставки, посвящённая уже конкретно наполеоновскому нашествию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Центральная тема выставки-расследования – сражение при Аустерлице.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Центральная тема выставки-расследования – сражение при Аустерлице.