За необычный и футуристичный облик автобус получил у водителей разные прозвища, его называли "спутник", "ракета" и "пылесос". Последние два прозвища ему достались за сходство с пылесосом "Ракета" – сигарообразную форму и шумный двигатель.
Основная реставрация редкой модели "Икаруса" длилась около года: поиск деталей, которые в настоящее время уже не производят, – дело долгое. Но специалисты музея стремятся к совершенству, поэтому вполне вероятно, что некоторые мелкие детали будут заменяться даже тогда, когда автобус будет размещён в постоянной экспозиции.
– Основные работы мы завершили, автобус на ходу, он максимально, насколько это возможно, внешне близок к оригиналу, – рассказывает начальник службы реставрации Музея транспорта Вячеслав Котов. – Но по мелочам работа ведётся по сей день. Например, задние фонари, те, что сейчас установлены на машине, не оригинальные, с такими автобус достался нам после предыдущего ремонта. Но недавно мы нашли и приобрели оригинальные красные задние фонари на "Авито", в запасах частных коллекционеров! Поэтому мы находимся в постоянном поиске, что-то периодически появляется…
Вячеслав отмечает, что год – совсем небольшой срок для реставрации. Найти все аутентичные детали и материалы сейчас уже, скорее всего, невозможно, поэтому иногда используются современные, как, например, железные листы для локальной замены обшивки бортов; какие-то детали копируются с помощью сохранившихся чертежей, иногда подбираются аналоги с похожих моделей "Икарусов"… Так, ряд деталей в зелёном "спутнике" – копии с автобуса 180-й модели.
Сейчас "Икарус" можно увидеть только во время экскурсии в фондохранилище, но когда постоянная экспозиция Музея транспорта откроется в гараже Мельникова, знаменитый зелёный автобус появится там.
– "Икарус", ну вы знаете, это целая эпоха, один из самых массовых автобусов, они же были по всему миру, – улыбается Вячеслав Котов. – И тем более для нас – это же один из самых значимых автобусов. "Икарус" знают все.
Только факты Годы выпуска модели: 1953–1972 Производитель: национальное предприятие "Икарус", Будапешт Всего выпущено образцов: 7466 Из почти 7,5 тысячи изготовленных экземпляров «55-го» в Советский Союз отправилась половина. 55-я модель считалась очень надёжной, автобус проходил без капремонта более миллиона километров. Раньше "Икарус-55" из музейной коллекции служил общественным транспортом на дорогах ГДР.