Музей – место для самых разных разговоров. В центре столицы молодёжь сказала своё слово

Репортёр Metro узнал подробности о проектах участников четвёртой молодёжной конференции направления "Пушкинский.Youth"
Музей – место для самых разных разговоров. В центре столицы молодёжь сказала своё слово
Елена Юнина / Предоставлено пресс-службой Пушкинского музея
Молодёжь порассуждала об искусстве (и не только) в Итальянском дворике Пушкинского музея.

В качестве докладчиков выступили учащиеся исследовательской "Школы подготовки", организованной при музее. Под руководством наставников из разных областей науки и практики юные исследователи работали в течение нескольких месяцев над своими проектами. 

– Пушкинский музей с 1950-х годов работает с подростками, – начала свой рассказ о том, как появилась идея исследовательской школы, Наталия Гомберг, руководитель направления "Пушкинский.Youth" и организатор конференции. – Наша главная подростковая программа – Клуб юных искусствоведов. Это молодёжное сообщество, где собирались ребята, которым интересно проводить время вне школы продуктивно. Несколько лет назад наши ребята сказали, что музей – место для самых разных разговоров, не только об искусстве. 

Дальше работники музея не стали изобретать велосипед, а предложили ребятам самим придумать формат, который будет интересен им и их сверстникам. Так и началась история молодёжной конференции.

В этом году юные исследователи представили проекты по 11 тематическим секциям – от "Кино" до "Экологии". Заявленные темы отличаются смелостью. Например, Майя Мамедова, автор исследовательского проекта "Апология мейнстрима" (секция "Кино"), собрала цифры и факты, чтобы убедить слушателей посмотреть на российское прокатное кино как зеркало эпохи. Причём гораздо подробнее отражающее окружающую действительность, чем те самые признанные фестивальные картины.

Исследовательница предпочла защищать свой проект в комфортной позе.
Елена Юнина / Предоставлено пресс-службой Пушкиноского музея
Исследовательница предпочла защищать свой проект в комфортной позе.

Нина Шишокина (секция "Театр") попыталась ответить на вопрос "Что такое горизонтальный театр?". 

– Но я пришла к выводу, что я не знаю и никто не знает, что это, – сказала Metro Нина Шишокина. – Однако есть признаки: нет лидера, нет иерархии, коллективное соавторство, комфортные отношения для участников, у каждого своя зона ответственности. 

В ходе исследования Нина познакомилась с несколькими спектаклями "театра post", схема работы которого соответствует принципам "горизонтальности".

– Я рассматриваю "горизонтальность" на основе спектакля "Комитет грустящего божества", который не так давно вышел и номинирован на "Золотую маску", – уточнила исследователь. – А также спектакля SpaceX, который является примером, когда горизонтальные отношения не сработали и пришлось переходить к компромиссам, которые не всегда устраивали всех участников. Работа не сложилась – осталась недосказанность в этом проекте. Такое бывает. Важно уметь из таких ситуаций выходить. "Театр post" справились –  спектакль был сыгран. 

Елизавета Ащаулова, готовясь к конференции, задалась вопросом "Почему школьная программа по литературе не менялась последние 20 лет и плохо ли это?". Автор проекта поговорила с представителями разных поколений, провела опрос и предложила решение.

– Например, "Война и мир" появилась в списке школьной литературы в 1920-х, то есть уже прошло сто лет. В 40-х её заменяла "Анна Каренина" на некоторое время, но позже "Война и мир" вернулась. В результате исследования я пришла к выводу, что "Войну и мир" полностью убрать нельзя, но можно было бы уменьшить количество часов, отведённых на изучение романа. А оставшиеся часы потратить на изучение коротких произведений Толстого и включить книги ещё и зарубежных авторов. Например, Ремарка и Хемингуэя.