В качестве докладчиков выступили учащиеся исследовательской "Школы подготовки", организованной при музее. Под руководством наставников из разных областей науки и практики юные исследователи работали в течение нескольких месяцев над своими проектами.
– Пушкинский музей с 1950-х годов работает с подростками, – начала свой рассказ о том, как появилась идея исследовательской школы, Наталия Гомберг, руководитель направления "Пушкинский.Youth" и организатор конференции. – Наша главная подростковая программа – Клуб юных искусствоведов. Это молодёжное сообщество, где собирались ребята, которым интересно проводить время вне школы продуктивно. Несколько лет назад наши ребята сказали, что музей – место для самых разных разговоров, не только об искусстве.
Дальше работники музея не стали изобретать велосипед, а предложили ребятам самим придумать формат, который будет интересен им и их сверстникам. Так и началась история молодёжной конференции.
В этом году юные исследователи представили проекты по 11 тематическим секциям – от "Кино" до "Экологии". Заявленные темы отличаются смелостью. Например, Майя Мамедова, автор исследовательского проекта "Апология мейнстрима" (секция "Кино"), собрала цифры и факты, чтобы убедить слушателей посмотреть на российское прокатное кино как зеркало эпохи. Причём гораздо подробнее отражающее окружающую действительность, чем те самые признанные фестивальные картины.
Нина Шишокина (секция "Театр") попыталась ответить на вопрос "Что такое горизонтальный театр?".
– Но я пришла к выводу, что я не знаю и никто не знает, что это, – сказала Metro Нина Шишокина. – Однако есть признаки: нет лидера, нет иерархии, коллективное соавторство, комфортные отношения для участников, у каждого своя зона ответственности.
В ходе исследования Нина познакомилась с несколькими спектаклями "театра post", схема работы которого соответствует принципам "горизонтальности".
– Я рассматриваю "горизонтальность" на основе спектакля "Комитет грустящего божества", который не так давно вышел и номинирован на "Золотую маску", – уточнила исследователь. – А также спектакля SpaceX, который является примером, когда горизонтальные отношения не сработали и пришлось переходить к компромиссам, которые не всегда устраивали всех участников. Работа не сложилась – осталась недосказанность в этом проекте. Такое бывает. Важно уметь из таких ситуаций выходить. "Театр post" справились – спектакль был сыгран.
Елизавета Ащаулова, готовясь к конференции, задалась вопросом "Почему школьная программа по литературе не менялась последние 20 лет и плохо ли это?". Автор проекта поговорила с представителями разных поколений, провела опрос и предложила решение.
– Например, "Война и мир" появилась в списке школьной литературы в 1920-х, то есть уже прошло сто лет. В 40-х её заменяла "Анна Каренина" на некоторое время, но позже "Война и мир" вернулась. В результате исследования я пришла к выводу, что "Войну и мир" полностью убрать нельзя, но можно было бы уменьшить количество часов, отведённых на изучение романа. А оставшиеся часы потратить на изучение коротких произведений Толстого и включить книги ещё и зарубежных авторов. Например, Ремарка и Хемингуэя.