Музей-квартира академика Сахарова в Нижнем Новгороде приняла посетителей после реконструкции

Репортёр Metro побывала на открытии и делится впечатлениями.
Музей-квартира академика Сахарова в Нижнем Новгороде приняла посетителей после реконструкции
Гульнара Раянова
В квартире-музее мебель расставили именно так, как она стояла при Сахарове.

Открытие мемориальной квартиры приурочили к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода и 100-летию со дня рождения "отца водородной бомбы" Андрея Сахарова.

Музей легко найти по памятнику, который установлен напротив обычной девятиэтажки. Открываешь дверь в блок из трёх  квартир – и сразу видишь стул с милицейской фуражкой. Он стоит здесь неспроста.

– Возле квартиры круглосуточно дежурил милиционер. В первую очередь Сахарова охраняли от нападений, да и просто следили в открытую, – рассказывает Metro специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея Мария Дёмина. – У него были как сторонники, так и противники. К нему могли подойти на улице и начать оскорблять. Сахаров не понимал, это люди на самом деле так думают под воздействием пропаганды или их науськивает КГБ. А однажды всю его машину обклеили угрозами. 

Замечательный сосед

Жители дома были даже рады соседству с академиком – все в городе знали, что возле его квартиры постоянно дежурит милиционер, поэтому в подъезде было чисто, никто не хулиганил и не «соображал на троих». Но у тех, кто жил на нижних этажах, были проблемы с сигналом радио и телевидения: КГБ в подвале установил заглушку, чтобы Сахаров не мог слушать зарубежное радио.

Репортёру Metro удалось побеседовать с одной из соседок. Она уверяет, что помнит академика очень хорошо.

– Он очень общительный, добрый, отзывчивый был, – вспоминает Елена Бобылькова. – Я как-то ходила на молочную кухню и, чтобы коляску на 10-й этаж не поднимать, попросила его присмотреть. Но вот по душам говорить нам нельзя было.

Интерьер довольно скромный – как и в большинстве квартир того времени.
Гульнара Раянова
Интерьер довольно скромный – как и в большинстве квартир того времени.

Запах прошлого

При входе в квартиру бросается в глаза стационарный дисковый телефон, лежащий на полу. Тогда люди в очередях простаивали по 10–20 лет, чтобы установить телефон, а этот поставили ради одного звонка. По нему Сахарову звонил Михаил Горбачёв, чтобы сообщить, что академика освободили из ссылки и он может вернуться в Москву.

В 4-комнатной квартире сохранилась казённая мебель, и, что самое интересное, запах советского учреждения никуда так и не выветрился. Ведь эта квартира принадлежала городу и использовалась как гостиница.

Интерьер дополняют  современные аудиоинсталляции. Открыв почтовый ящик, можно послушать угрозы Сахарову, похвалу или советские анекдоты. Можно услышать и голос самого академика. Для этого нужно сесть возле его стола. Колонки спрятаны, и такое ощущение, что голос раздаётся из ниоткуда. А из подушки можно услышать о ночных кошмарах Сахарова, которые озвучил актёр.

Сложные отношения

После реконструкции в музее сделали перестановку по воспоминаниям внучки академика Марины Либерман. Она хотела приехать на 100-летие дедушки из Америки, но не смогла из-за пандемии. Сотрудники музея вели с ней переписку, и она по памяти рисовала схемы, где и в каком порядке всё стояло.

– Отношения с детьми у Сахарова были сложными, – говорит специалист по просветительской работе музея Татьяна Миронова. – Они не смогли принять его вторую жену Елену Боннэр, на которой он женился после смерти от рака первой жены, и очень оскорбились, что он все авторские права, переиздание книг завещал сначала Боннэр, а та, пережив мужа на 20 лет, передала всё своим детям. Поэтому наследством Сахарова владеют не его родные дети. Особенно сильно обижался на отца младший сын академика, который ни разу не приехал в музей за его 30-летнее существование.