Мотыльки из детской фобии вспорхнули прекрасными бабочками на выставке Nimphalidae

На стенах ландшафтного бюро "МОХ" замерли керамические мотыльки со всего мира. Здесь открылась выставка Nimphalidae
Мотыльки из детской фобии вспорхнули прекрасными бабочками на выставке Nimphalidae
Варвара Топленникова, предоставлено Машей Лам
Создавая своих гусениц и мотыльков, художница преодолела свой страх к насекомым.

Художница Маша Лам с детства боялась насекомых, особенно её пугали мотыльки. Они казались ей большими, лохматыми чудовищами, уменьшенной копией летучих мышей. Однажды летним вечером, подойдя к подъезду дома, уже взрослая Маша долго стояла у двери и открыть её не решалась: там сидел крупный коричневый мотыль. Пришлось ждать, когда кто-нибудь выйдет из подъезда или войдёт, спугнёт мотылька.

– Бабочек я тоже недолюбливала и гусеницы не нравились, но от гусениц знаешь, что ожидать: ползёт себе и ползёт, а мотылёк – летающая конструкция, которая действует совершенно хаотично, – рассказывает художница. – Наверное, больше всего меня пугала эта непредсказуемость движений.

Керамические мотыльки сначала были слеплены из пластилина, а потом отлиты из специальной формы и расписаны глазурями.
Варвара Топленникова, предоставлено Машей Лам
Керамические мотыльки сначала были слеплены из пластилина, а потом отлиты из специальной формы и расписаны глазурями.

После случая у подъезда Маша поняла, что со страхом нужно что-то делать. И не побоялась – решила рассмотреть его поближе.

– Я взяла большой холст и карандаш, нашла в Сети фотографии мотылька и нарисовала того, кто столь сильно был мне неприятен, – продолжает Маша. – Тогда я занималась живописью и скульптурой и только-только познавала азы керамического мастерства. Рассматривая фотографии мотыльков со всего мира, я, как художник, увлеклась формой. Захотелось запечатлеть её в керамике. Знаете, мы ведь не любим уделять внимание тому, что нас пугает или вызывает отторжение. Скорее, хотим зажмуриться, отвернуться и убежать. Но я пошла другим путём.

Машу увлекло разнообразие видов насекомых: размеры, окрас, строение туловища, длина усиков, и она поняла, что в этой продуманной эволюцией форме много красоты.

Природные формы – источник вдохновения для художников.
Варвара Топленникова, предоставлено Машей Лам
Природные формы – источник вдохновения для художников.

– Это произведение природы в чистом виде. Совершенство. Если скопировать любой природный элемент, то получится произведение искусства, – с восхищением говорит Маша. – Природные вещи откровенно несимпатичными бывают редко, как правило, не для всех. Свою фобию я перевела в область искусства и сейчас понимаю, что конструкции, которые существуют на грани красоты и уродства, самые интересные. В них тончайшая грань. Одному этот мотылёк покажется монстром из фильма ужа- сов, а другой скажет: "Какая милашка!" И в этом – чудо разнообразия.

– Многие воспринимают гусениц как "фу", а мои гусеницы на выставке как питомцы. Им можно менять бантики и подушечки, на которых они живут.
Маша Лам, художница
У Маши Лам гусеницы – домашние питомцы – в бантиках.
Варвара Топленникова, предоставлено Машей Лам
У Маши Лам гусеницы – домашние питомцы – в бантиках.

На выставке керамические мотыльки и гусеницы, сделанные по подобию своему, из самых разных уголков мира – из Восточной Азии, Америки, Южной Америки, Европы и России. Большие, поменьше, белые, коричневые, с брюшком, как будто одетым в белую кружевную сорочку, и с крупными яркими крыльями. Эти существа безобидны и симпатичны, а Ирина Шульженко, куратор галереи Deep List, которая готовила эту выставку, и вовсе увидела в этих мотыльках сакральный смысл.

Керамические мотыльки и гусеницы, сделанные по подобию своему, из самых разных уголков мира.
Варвара Топленникова, предоставлено Машей Лам
Керамические мотыльки и гусеницы, сделанные по подобию своему, из самых разных уголков мира.

– Нимфалиды в ботанике – это семейство чешуекрылых, в которое входят бабочки средних и крупных размеров, – объясняет название Ирина. – Но в нашем случае мотыльки не простые, а с секретом. Дело в том, что у многих народов их образ олицетворяет понятие души, а благодаря конфуцианству бабочка становится наиболее общим символом счастья и долголетия. Однако перерождения бабочек и мотыльков наталкивает нас на мысли о жизни и смерти. Поэтому для нас это не только про преодоление страха, но и размышление о бессмертии.