О чём спектакль
Композитор Антонио Сальери (Алексей Гуськов) исповедуется перед залом. Ещё в детстве он молил Бога: "Я откажусь от всех радостей жизни и самой жизни, только приблизь меня к музыке". Казалось бы, Всевышний согласился на эту "сделку" и мечты сбылись: Сальери знает вся Европа, он вот-вот станет первым императорским капельмейстером. Но неожиданно в Вене появляется зальцбургский провинциал Моцарт (Виктор Добронравов). Он валяет перед двором дурака, то и дело говорит "мяу", играет бутылками в бильярд, проклинает в лице Сальери итальянцев ("вонючие гады, понаехали") и предлагает исполнить музыку уважаемого мэтра: "Давайте пропукаем Сальери". Сальери слушает его музыку и понимает: лучше Моцарта не пишет никто. Он в ужасе: Бог его обманул и отдал музыкальный гений не ему, а этой деревенщине! Смертельно обиженный, Сальери начинает мстить Всевышнему, уничтожая его любимчика.
Впечатления
В постановке сразу узнаются мотивы знаменитого фильма Милоша Формана "Амадей", снятого по пьесе британского драматурга Питера Шеффера. Последний, в свою очередь, вдохновлялся "Моцартом и Сальери" Пушкина, давшего миру знаменитый миф о том, что Сальери отравил Моцарта. Целый ряд сцен и деталей из фильма Формана (от комичной критики "Похищения из сераля" за избыток нот до конфет "соски Венеры") расцвечены понятными вахтанговскому залу аллюзиями. "В чём наша сила, брат?" — вопрошает префект Императорской библиотеки (Евгений Косырев), а Моцарт исполняет смесь хип-хопа и брейка под свой концерт для фортепиано № 21. Слишком большая близость к фильму Формана заставляет то и дело непроизвольно сравнивать фильм и спектакль. И тут Сальери Абрахама Мюррэя из фильма проигрывает Сальери Алексея Гуськова. Это, конечно, роль Гуськова: мало кто так быстро умеет чёрную ненависть переплавить в лучезарную улыбку. Он так громогласно возвращает Творцу билет, что то и дело сверкающая на сцене молния мало что добавляет к силе его "жестокой войны с Богом в лице его любимца Амадея". Действие плавно движется по волнам музыки Моцарта (и немного Сальери), заставляя зал то хохотать над эскападами королевского гофмейстера с солдафонскими замашками (Валерий Ушаков), требующего от всех говорить по-немецки и обожать Германию, то любоваться на пластический дар Моцарта — Виктора Добронравова ("я ещё и танцевать умею"). "За симфонией я могу уснуть, а за бильярдом — никогда", — честно признаётся попавший в лапы своего смертельного завистника музыкальный гений и "пишет" на сцене четыре своих оперы.
Фишки
На сцене Вахтанговского театра все 250 оттенков серого: на фоне графитовых декораций и монохромных одеяний персонажей особенно ярко светится алый камзол Моцарта. В начале спектакля это маленькое красное пятнышко: о появлении Моцарта в Вене "сообщает" его небольшая кукла-марионетка в красном костюмчике, которую выносят на сцену таинственные Диез и Бемоль. А в конце, после смерти, он будто вырастает в своём красном камзоле, вознесясь на тёмную скалу. Диез и Бемоль сначала притворяются клюющими зерно голубями или курами, а потом даже говорят человеческими голосами: если не прочитать заранее список персонажей, можно начать теряться в догадках, что же это за таинственные существа.
Отзывы:
"Свет, сценография — прекраснейшие: там столько оттенков".
"Местами банально, но в целом неплохо".
"Думали, уйдём пораньше — но потом решили остаться".