Патефон для Бельмондо от Хью Хефнера
Чтобы собрать такую огромную коллекцию проигрывателей, Кристине с мужем Алексеем понадобилось около 20 лет.
– Однажды к нам попали пластинки с песнями Вертинского, и оказалось, что ни к одному нашему проигрывателю они не подходят. Пришлось купить патефон, потом ещё... Так незаметно мы превратились в увлечённых собирателей винтажной аппаратуры, – рассказывает Кристина. – Мы покупали экспонаты на аукционах, по частным объявлениям, на барахолках, что-то нам люди подарили. Где-то, конечно, понадобились ремонт, замена деталей. Сегодня все наши экспонаты в рабочем состоянии: в любой момент можно поставить пластинку – и музыка зазвучит.
Практически у каждого граммофона из коллекции Дома винтажной музыки есть своя история. Например, один из проигрывателей принадлежал самому Бельмондо – по крайней мере, так уверял продавец.
– Продавец на блошином рынке на Кипре рассказал, что серию из 50 проигрывателей заказал основатель журнала Playboy Хью Хефнер для вип-гостей своей вечеринки по случаю открытия первого клуба в Лондоне. Якобы среди них был и великий Бельмондо. Проверить это, конечно, невозможно, но выгравированная на проигрывателе надпись Playboy подтверждает эту версию, – улыбается Кристина.
Уникальный джук-бокс нашёлся на Северном речном вокзале
Недавно супруги приобрели коллекционный музыкальный автомат – джук-бокс. Такие можно увидеть в старых американских фильмах. Бросаешь в автомат монетку, выбираешь песню – и никакой диджей не нужен.
– Мы искали его 10 лет! В Союзе такие не выпускались, но в крупных городах можно было встретить польские модели “Меломан”. С прекращением производства польские автоматы утилизировали, и мы уже потеряли надежду, – рассказывает Кристина. – И вдруг, представьте, последний уцелевший джук-бокс нашли на Северном речном вокзале в Москве! В советские времена он развлекал на круизном лайнере туристов, а потом его заменили современной магнитолой и оставили пылиться на складе. Чтобы восстановить автомат, пришлось заказать недостающие детали в Польше. Совсем скоро он снова заиграет.
Одна из коллекционных радиол некогда принадлежала доярке из Орловской области – руководство так отметило передовика производства, есть и граммофон дочери одного из высших руководителей СССР Николая Шверника – Людмилы.
– После войны она ездила в Америку на закупку оборудования для первой студии Московского телецентра на Шабловке. Директор крупной американской компании подарил Людмиле шикарный проигрыватель, а её внуки передали его нам, – говорит Кристина.
Музею – быть!
Музыкальных аппаратов в семье Кристины так много, что они уже давно не помещаются в доме. Сейчас большая часть раритетов хранится на складе, но для будущего музея уже есть помещение. Правда, оно требует ремонта.
– Я готовлю заявку в Президентский фонд культурных инициатив и надеюсь получить грант. Если грант мы не сможем получить, будем искать спонсоров, которые помогут с ремонтом. Есть надежда, что весной 2023 года музей всё же откроется. Будет здорово создать при нём мастерскую по ремонту граммофонов и площадку по обмену виниловыми пластинками, – говорит Кристина Беленькая. - А пока музей строится - мы проводим тематические вечеринки в формате "выездного музея" с патефонами. Недавно такая ретро-вечеринка состоялась в Доме культуры "Темп". Всем очень понравилось, и жители стали приносить аппаратуру и пластинки в ДК.