Москвичка написала потенциальному руководителю, и её пригласили работать в Мьянму. О том, что там бушует гражданская война, девушка не знала.
– Мне предложили работать англоязычной моделью, – рассказывает Metro Соня. – Моими боссами были китайские бизнесмены. Обещали платить $5000 и при этом компенсировать оплату перелёта и проживания. Сначала всё так и было.
Её поселили в отеле в деревне близ Мьянмы. Соня в первый месяц ничего не заподозрила: была действительно моделью, много фотографировалась и получила заявленную зарплату. А вот дальше начались странности.
– С виду у нас был самый обычный офис, – вспоминает она. – Но нас никуда не отпускали без сопровождения – только в салон красоты и магазины – за продуктами и одеждой. Кстати, позднее выяснилось, что владельцами этих магазинов и кафе являются те же работодатели.
За всеми сотрудниками постоянно присматривали. Босс говорил, что это делается в целях безопасности, ведь территория захвачена повстанцами и здесь творится беспредел.
Вскоре руководители рассказали ей, что фото всех моделей размещают на сайтах знакомств, а девушки должны по-английски переписываться в чатах с мужчинами-европейцами, флиртовать и брать с них плату под любым предлогом – например, на билет в их страну или подарки.
Соня поняла, что её вовлекают в мошенническую схему, но противостоять этому не представлялось возможным.
– Мне объяснили, что если подписан контракт, то я должна работать. Деваться было некуда. Сбежать невозможно. Там я познакомилась с русскоговорящей девушкой, тоже из Москвы, и для неё такие особенности работы тоже стали новостью, – делится Соня. – У нас с этой девушкой сначала даже забрали документы, но я написала об этом маме. Она немедленно связалась с моими работодателями – писала им через "переводчик" по-китайски – и пригрозила подключить МИД, если паспорт не вернут. Азиаты очень боятся вмешательства властей: там за мошенничество и удерживание людей в неволе – смертная казнь.
Соне во второй месяц работы ощутимо урезали зарплату. Это произошло после того, как один из начальников начал к ней приставать. После отказа отношение к ней в корне изменилось. А потом платить и вовсе перестали.
– Когда у меня закончились деньги, а работодатель и не думал оплачивать отработанный месяц, я психанула и пошла во все ближайшие кафе, где стала просить еду в долг. Всем рассказывала, что в офисе нас обманывают. В этой деревне люди друг друга знали, и работники кафе сообщили моим начальникам, что я побираюсь. Тогда мне немного заплатили.
Но работодателей взбесила эта ситуация. Соне было сказано, чтобы она шла заниматься проституцией.
– Босс так и заявил: "Найди на улице клиентов и зарабатывай!".
Ей удалось сбежать только благодаря тому, что власти начали проводить проверки криминального бизнеса и её "работодатели" на время прекратили свою деятельность.
– Но путь к моей свободе лежал... через тюрьмы, – говорит Софья. – Туда я попадала несколько раз, и причины были разные.
Сначала полиция задержала девушка за поездку без шлема на самокате. В тюрьме Соня провела пять дней. Потом она связалась с волонтёрской организацией, которая вывозит в Таиланд людей, попавших в рабство.
– Нас посадили на корабль, и мы направились в Таиланд. Как только оказались там, я попала в руки полиции. Отправили в депортационную тюрьму – из-за просроченной визы. Там меня посадили в камеру к двум женщинам. Оказалось, они лесбиянки, и одной из них я понравилась, поэтому другая набросилась с кулаками. Конфликт едва удалось погасить. Потом мама дозвонилась в МИД, там посодействовали моему освобождению, и я вылетела в Москву.
Арина Файрушина, представитель движения против рабства "Альтернатива", рассказала Metro о том, что подобная история с трудоустройством в Мьянме – уже третья по счёту.
– Все эти люди приехали туда в разгар боевых действий, да ещё и попали в трудовое рабство. При устройстве на работу их ничто не насторожило. К счастью, ребят удалось спасти благодаря слаженным действиям посольства РФ и МИД, – поясняет эксперт. – Мы, как волонтёры, тоже прилагали усилия, чтобы пострадавшие смогли вернуться домой. Люди поехали на заработки, а попали в ловушку, и это стало для них страшным опытом.