Как пишет издание MSK1, токсичные начальники становятся причиной стресса, бессонницы и выгорания у их сотрудников. Согласно результатам опроса, чаще всего с агрессивными боссами приходится иметь дело менеджерам по продажам, журналистам, бухгалтерам и работникам сферы обслуживания.
Мы поговорили с работниками из продаж и журналистики и узнали, какими были их руководители.
Мария несколько лет проработала в отделе продаж одной крупной диджитал-компании. Его бывшая начальница, женщина средних лет, оказалась настоящим энергетическим вампиром и регулярно "пила кровь" сотрудников.
– Начальница была очень завистливой женщиной. Завидовала она буквально всем девушкам, работающим вокруг, – их внешности, наличию мужа или бойфренда, даже одежде – и выражалось это в различных издевательских комментариях. Видит, что я общаюсь с коллегой-мужчиной в дружеской манере, – от язвительных вопросов вроде "А что, у вас роман?!" не спрятаться. Нанесла красную помаду – не имеешь права, ведь этот цвет "идёт только ей", – вспоминает Маша. – Если же она была не в настроении (а это было почти всегда), начинались крики по любому поводу. Именно так проявлялся её энергетический вампиризм – на всех наорала, всем настроение испортила и уже через секунду всем улыбается и не понимает, почему все такие грустные.
Однако сотрудница "вампирши" нашла простой способ не поддаваться на провокации:
– Меня Ирина терпеть не могла, потому что я никогда не реагировала на все её выпады – выслушивала все оскорбления с застывшим выражением лица и продолжала работать как ни в чём не бывало. Поскольку моей задачей были продажи, я постоянно была на телефоне и с клиентами разговаривала только с улыбкой на лице. Она чуть ли не раздувалась, когда понимала, что мне плевать на её недовольство. Но многих моих коллег она доводила до слёз – и это печально. Моя начальница – прямое доказательство тому, что обиженный хочет обидеть, а счастливый – осчастливить. Это всё, что нужно знать о людях в принципе.
Журналистика считается сферой, в которой концентрация "токсичных боссов" больше, чем во всех остальных. Журналистка Ольга работала под началом самых разных руководителей, но один из них запомнился ей на всю жизнь.
– Больше десяти лет назад я работала в редакции одной подмосковной газеты – и нам назначили нового редактора. Попал он к нам по знакомству и понятия не имел, что значит быть редактором, – был неграмотен, ещё и любил хамить. Потом выяснилось, что у человека, ко всему прочему, неуравновешенная психика: если ему что-то не нравилось, он начинал орать и швырять с полок книги и газеты.
Коллектив газеты не был готов к такому начальнику, подобное поведение нельзя было спускать на тормозах. История закончилась совершенно неожиданно.
– Однажды он в очередной раз нахамил мне и моему ангельскому терпению пришел конец. Я сказала всё, что о нём думаю, причём слова "урод" и "мудак" были самыми мягкими из всей тирады. Собственно, я и от себя такого не ожидала. Вся редакция сбежалась смотреть на мой нервный срыв. Как только я успокоилась, коллеги повели меня сначала в аптеку за валерьянкой, потом в парк. Интересно, что этот психопат меня не уволил. Более того, он стал трепетно и почти даже нежно ко мне относиться. В итоге мы с ним проработали ещё шесть лет, да и с коллективом у него отношения тоже наладились.