– В XIX веке у российских художников была традиция дарить друг другу и своим близким небольшие подарочные картины, которая в советское время сошла на нет, – рассказывает куратор выставки, галерист Вера Погодина. – Мы же в экспозиции, которая проходит уже в 14-й раз, стараемся эту забытую традицию возродить.
Действительно, любой экспонат на выставке можно купить и презентовать своим близким на Новый год, тем более что большинство работ объединяет тема зимы. Яркий пример – картина Василия Шумова "Без идеи всё синеет", на которой изображён брошенный коммунистический дом-монумент на горе Бузлуджа в Болгарии, заваленный снегом.
– Внутри этого здания, построенного в 80-е годы, должны были проходить съезды Болгарской компартии, – объяснил автор. – Но после развала соцлагеря здание пришло в упадок и запустение. Сейчас там играют в страйкбол и снимают фильмы ужасов. Этой картиной я хотел сказать, что, когда заканчивает- ся идея, вся монументальная архитектура, дорогое убранство, все величественные мозаики и прочее... синеют. Другая ра- бота Василия Шумова будет москвичам не- сколько ближе, называется она "Зарядье плюс изменения равно бесконечность".
– Я всю жизнь прожил в Москве, и, если в одном из её районов происходит что-то необычное, я чувствую это интуитивно, – говорит художник. – На моей картине в зимнем пейзаже изображена самая большая из сталинских высоток, которую должны были построить на месте нынешнего парка "Зарядье". Под неё заложили фундамент, но дальше дело не пошло. Через некоторое время на этом месте появилась гостиница "Россия", но и она простояла относительно недолго. Здание снесли, собирались по- строить новый отель. В итоге мы получили сквер и мост. Не знаю, что за потусторонние или какие-то другие силы действуют на этом участке, заставляя людей постоянно там что-то менять, но лично я вывел формулу: "Зарядье плюс изменения равно бесконечность".
Впрочем, выставка не ограничивалась одними картинами. Например, художник и портной Дмитрий Цветков представил ватник, украшенный стразами, жемчугом и разноцветными человечками.
-Большинство художников нарисовали свои работы специально для этой экспозиции. Вера Погодина, куратор выставки
– Ну какая в наших русских снегах может быть Коко Шанель с чёрным коротким платьем?! – воскликнул Дмитрий. – Выйти в нём на улицу в минус 20 всё равно не по- лучится. Поэтому у русской моды есть свои отличия.
Однако сюрпризы экспозиции на этом не закончились. Часть картин расположилась на подкладке пальто художника Александра Петрелли, которое он бесстрашно распахивал перед публикой.
– Данный художественный проект существует с 1995 года. Мы придумали его вместе с моими друзья- ми – группой "Перцы" – под впечатлением от образа фарцовщика в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", – объяснил Александр. – В этот раз я представляю картины, нарисованные Го- шей Острецовым, Марией Арендт и другими.
Сравнения с эксгибиционистами, которые ходят под одеждой голыми и так же бесстрашно распахивают её перед встречными, человек- галерея не боится.
– Такие люди демонстрируют приватную область жизни, – считает Александр. – Но ведь и произведения искусства – это тоже часть при- ватной зоны. Разница в том, что эксгибиционисты демонстрируют своё, а я – чужое.