"Засекреченное оружие Советского Союза", "артефакт холодной войны", "орудие борьбы за космическую территорию", "снаряжение на станции-шпионе" – какими только эпитетами не награждают её иностранные журналисты. Ни одна западная статья о пушке Нудельмана не обходится без налёта сенсационности.
У нас же к разработке конструкторского бюро "Точмаш" 1974 года относятся гораздо проще. В русскоязычной "Википедии" даже нет отдельной статьи, посвящённой космической пушке – только её "земному" аналогу, который устанавливали на советские истребители и бомбардировщики. На выставке "Модель для сборки" в Музее космонавтики "пушке системы активной обороны "Щит-1" орбитальной станции "Алмаз" (таково её полное название) также не уделено центральное место. Такое замалчивание неслучайно – опыт по использованию снарядного оружия в космическом пространстве не назовёшь удачным.
– У нас были две военные станции. В сообщениях ТАСС они назывались "Салют-3" и "Салют-5", "Алмаз" – это их заводское название, – рассказывает Metro руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Их использовали для радиотехнической разведки, предупреждения о ракетном ударе. Пушку ставили, так как считали, что на станцию возможно нападение.
Предполагалось, что оружие будет эффективно для защиты от спутников-шпионов, спутников-перехватчиков и других космических аппаратов США. В теории дальность стрельбы составляла 3000 метров, а скорость выпущенного снаряда – почти 700 метров в секунду. Чтобы уменьшить отдачу для космонавта, в качестве заряда использовали сжатый азот вместо пороха. Но испытания решили проводить без человека на борту. 24 января 1975 года во время сведения станции «Салют-3» с орбиты было сделано несколько исторических выстрелов.
– Выпустили несколько очередей, но в условиях космического пространства эффективность оружия оказалась нулевая, – говорит Иван Моисеев. – Обнаружился целый комплекс проблем. Выяснилось, что, если стрелять «на глаз», никуда не попадёшь. Можно сделать проекционную автоматическую наводку. Тогда точность повышается. Но противник тоже не дурак. Он сделает так, чтобы пушка на него «не смотрела». А станция 20-тонная, двигатели слабые. Крутиться мгновенно, как человек, она не может. Тихий ужас! Пока станцию развернёшь, от неё ничего не останется.
Больше пушку не использовали. Те залпы на околоземной орбите так и остались единственными. А в 1978 году все работы по пилотируемым станциям «Алмаз» были прекращены.
По словам эксперта, предрекаемые ещё в 1970-х «звёздные войны» возможны только в теории:
– Самая лучшая технология из ныне существующих – лазерное оружие, более автоматизированное и гибкое благодаря вращению зеркал. Но всё равно оно неэффективно. Когда два спутника начинают сближаться, для быстрого манёвра тратится огромное количество топлива, больше, чем масса самого спутника. На медленный – нужно несколько дней. За это время потенциальный противник успеет уйти.
Пистолет на орбите
В собрании Музеев Московского Кремля можно найти «космический» пистолет. Но он был создан для выстрелов не в космосе, а на Земле.
– В 1965 году Алексей Леонов и Павел Беляев после посадки попали в тайгу и провели там три дня, – говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – После этого космонавтам стали выдавать оружие для самозащиты.
Таёжный опыт засел в памяти Леонова так сильно, что в 1979 году он предложил конструкторам Тульского оружейного завода «оружие выживания» и сам стал одним из его разработчиков. А в 1982 году охотничий неавтоматический трёхствольный пистолет ТП-82 со съёмным прикладом в виде мачете был официально принят на вооружение.
Таких пистолетов было выпущено порядка сотни, но пока из них, по словам Моисеева, не было сделано ни одного выстрела.