Яркие полотна Александра Егорова – это абстрактные фотографии, созданные без камеры. В большой тёмной комнате художник провёл ни одни сутки. Он брал светочувствительную бумагу, светил на неё фонариком или лазерной указкой красного, синего и зелёного цветов. Свет проходил через "посредники": хрустальные вазы и бокалы, стеклянные осколки разных форм – и бумага магическим образом обретала цвета и "силуэты". Рисунок собирался из преломлений лучей, что нельзя ни проконтролировать, ни предугадать.
– Этот способ получения изображения называется фотограмма, – рассказывает Metro Александр Егоров. – На листе располагают объекты, и благодаря свету они оставляют на бумаге рисунок. Самый известный художник, который работал в этой технике из прошлого века – художник Ман Рей. Я же немного стиль работы видоизменил: предметы стали проводниками между светом и бумагой, и расположены были от листа на расстоянии.
В поисках различных оттенков в любовном треугольнике между светом, объектом и бумагой, Александр выплескивал на листы вино, кофе, чай и воду. Они, имея различный химический состав, они повреждали эмульсию фотобумаги, придавая ей различные цветовые решения, затемняя или высветвляя.
Оттенки на листе проявлялись от интенсивности светового потока и от того, как долго художник воздействовал светом. Красный луч делал бумагу синей, желтый – окрашивал в розоватый тон. Если светил долго, более 5 секунд, бумага засвечивалась и чернела. Жёлтый цвет рождался на повреждённого слоя листа под воздействием жидкости.
– Этот процесс экспрессивный, он несёт в себе большую степень свободы. И немного волшебный, потому что я доверяю композицию силам, мне неподвластным, – делится Александр. – Мне нравится работать со случайностью, спонтанностью, хрупкостью материала. Здесь многое происходит помимо моей воли, как и в жизни. И очень важно такие моменты замечать и передавать. В них – и прелесть, и несовершенство.
Название выставки перекликается с фильмом "Солнце в листве айвового дерева", где художник пишет пейзаж. Ему нужно успеть до того, как плоды на дереве созреют, и их соберут. Время создания картины конечно. Герой старается воспользоваться им и ухватить мгновения красоты природы. В своих работах Александр Егоров пытается уловить эту поэзию безвозвратности и конечности творческого процесса.
– В традиционной фотографии используется негатив, на котором формируется изображение во время съёмки. Затем негатив вставляется в фотоувеличитель, через который проходит свет. И изображение, сформированное на негативе, проецируется на бумагу. Потом делается отпечаток. Я не использовал негатив и камеру, изображение формировалось напрямую, проходя через объекты. Александр Егоров, художник