Археологические зарисовки – жанр во многом архаичный: современные исследователи земных недр для фиксации процесса своей работы давно перешли на фотосъёмку. Поэтому при взгляде на рисунки археолога и архитектора Владимира Пирогова, зарисовывавшего раскопки в центре Москвы на протяжении тридцати лет, возникает ощущение, что их автор – человек совсем другой эпохи. Виды каменных домов в Большом Козихинском переулке, попирающих похороненный под культурными слоями деревянный сруб колодца, вдруг вызывают напоминание о римских гравюрах Джованни Пиранези с их аналогичным смешением эпох – седой древности и сегодняшнего дня. Москва в археологическом смысле – действительно, Третий Рим, с его живущей в современности древностью и густым наслоением эпох.
Очевидно, что в эпоху фотографии археологический рисунок потерял прикладное значение, но, пожалуй, даже увеличил свою ценность как факт художественного творчества.
– Лично у меня всегда была тяга к рисованию, – рассказал Metro Владимир Пирогов. – Я люблю рисовать, поэтому часто зарисовываю археологию в связи с градостроительным контекстом. Мне интересно, как археологические объекты сочетаются с памятниками архитектуры. Есть рабочая фотография, которая фиксирует объект, а есть взгляд художника, который видит некие нюансы, не заметные обычному человеку. Я люблю графику и с её помощью немножко возвращаюсь в дофотографическое прошлое, когда археологи делали зарисовки натурных мест. Это радость для ума и сердца – сделать красивую картинку.
Владимир Пирогов родился на Пресне, детство провёл в Лефортове, и именно архитектура и живописная среда этих мест зародили в будущем архитекторе и археологе любовь к Москве как к художественному объекту. После окончания МАРХИ Владимир Юрьевич работал на разных должностях в органах охраны объектов культурного наследия столицы, в том числе под руководством первого главного археолога Москвы Александра Векслера. Сейчас Владимир Пирогов — начальник Управления сохранения объектов археологического наследия Департамента культурного наследия Москвы.
Первыми археологическими работами Пирогова в столице стали раскопки на Манежной площади и реконструция Пушкинского музея. Рисовать он начал тогда же, в 1990 году, и с тех пор зарисовал практически все главные раскопы в историческом центре столицы: на Манежной площади, Ильинке, Волхонке, в Старом Гостином Дворе, Лефортово, Зарядье и Гончарной слободе. Есть на рисунках в Центре Гиляровского и Воскресенский мост ХVII—ХVIII веков, который Пирогов тоже раскапывал и который в прошлом соединял два берега реки Неглинной. Сейчас мост стал основой экспозиции Музея археологии Москвы.
– Александр Григорьевич Векслер был человеком старой школы и всегда поощрял рисунок, для него зарисовки были важной данью традиции, – рассказывает Владимир Пирогов. – Эту традицию и я пытаюсь сохранить в своих работах. Пусть рисунки уже не идут в официальные отчёты, но ими можно проиллюстрировать книгу и оформить выставку.
В Центре Гиляровского, действительно, есть и примеры графики Владимира Пирогова как выдающегося книжного иллюстратора: реконструкции некоторых местностей и построек Москвы XVI — XVIII веков, среди которых церковь Троицы в полях и Данилов монастырь. Сделанные на бумаге тушью, акварелью и золотом, филигранные силуэты исчезнувших московских стен и церквей – дань огромной любви к городу от искусного художника.