На Москву обрушился аттракцион невиданной культурной щедрости. Только что 11 ноября в день 200-летия Достоевского открыли его новый музей-квартиру на Божедомке. А уже 12 ноября Москва с энтузиазмом споткнулась о Гоголя и Булгакова.
Гостеприимный дворик усадьбы Васильчиковых, заботливо восстановленный Российским военно-историческим обществом, уже и без того не обделен памятниками. Аллея бронзовых бюстов полководцев начинается с Александра Невского и заканчивается Жуковым. За последним следует вековой дуб, а уже под ним на бронзовой скамейке вальяжно расположился сам Николай Васильевич.
Бронзовый же Михаил Афанасьевич смотрел на москвичей с балкона особняка – совсем ещё молодой, весёлый и с котом. Открытие памятников проходило под проливным дождём и пыталось быть праздничным.
Наши писатели ходят парами, - точно заметил Игорь Волгин, известный литературовед и президент Фонда Достоевского.
Писатели делают страну, - продолжил тему Владимир Бортко, режиссёр знаменитого фильма “Мастер и Маргарита”, - Англия это Шекспир, Испания это Сервантес, а Россия – это Толстой, Достоевский, Гоголь и Булгаков.
Надо сказать, что двор усадьбы Васильчиковых, в отличие от всех присутствующих на открытии, знавал Гоголя и Булгакова лично. Молодой Гоголь служил у Васильчиковых гувернёром, а Булгаков переехал сюда из квартиры на Садовой со второй женой Любовью Белозёрской. Тогда здесь была гимназия. “Было лето, - писала потом Белозерская, - и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского”.
Так что место для двух писателей идеальное. Но, как хорошо знают все московские скульпторы, ставить в столице памятники себе дороже – всё равно будут ругать.
- А я подстраховался, - говорит, смеясь, скульптор Михаил Баскаков, автор бронзовых Булгакова и Гоголя, - Это не памятники в прямом смысле, а парковая скульптура. Их роль скорее декоративная, нежели мемориальная. Но, конечно, когда я работал, мне важно было передать образы обоих писателей, уловить и портретное сходство, и характер. Я много советовался с литературоведами, биографами Гоголя и Булгакова. В голове я держал памятник Гоголю Николая Андреева. Для меня это непревзойденный шедевр.
Впрочем, сидящий на перилах балкона озорной Булгаков и задумчивый Гоголь образуют настолько гармоничную пару в уютном усадебном дворе, что трудно предположить, к чему на сей раз придерутся критично настроенные москвичи.