
Павел Пепперштейн – художник-концептуалист. Это значит, что цель его искусства – в передаче идеи, а не в создании чего-то яркого или эффектного. Поэтому Павел активно использу-ет буквы и текст, иногда предпочитая не рисовать, а писать поверх холста. В этой работе Кремлёвская стена превращается в буквы, кото- рые образуют слово «Мо- сква». В сознании россиян столица связана с нефтью, и Павел с Соней иронично это обыгрывают, называя её Не- фтярисом, отсылая к имени разумного океана Соляриса у Лема.

Художники поразмыслили над главными словами, которыми можно описать современную Москву. Три главных слова – «Избавление, Обновление, Явление» – они представи- ли в виде ребуса, соотнеся первое со словом «Изба» как символом всего рус- ского, второе – с новыми постройками в столице и реновацией, а третье – с ин- дивидуальностью человека.

В романе Лема «Солярис» океан мог создавать человекоподобные образы, общаясь с их помощью с людьми. Вот и Нефтярис создаёт призраки случайных прохожих, собак и птиц. Особнячок Башмет-центра тоже имеет свою легенду о призраке якобы замурован- ной в этих стенах девушки – поэтому он и выбран для выставки.

Текст работы "Мыслеформа "Московские дворы" – самый сложный для прочтения. Художник намеренно сделал его тяжё- лым, сухим, не то научным, не то официальным. Поэтому если вы ничего из него не поймёте – это нормально! Но на самом деле – это глубоко ироничная работа. Она поднимает тему Старой и Новой Москвы, центра го- рода, из которого ещё 30 лет назад пропали знаменитые гостеприимные и открытые дворики, воспетые в фильме «Покровские ворота». Авто- ры ностальгируют и размыш- ляют над тем, какой будет Москва в будущем.
