Ограничить скорость на Малой Дмитровке, Малой Бронной, Большой Никитской и Варварке – мысль вполне своевременная. Там, где теснится множество кафе и магазинчиков, а пешеходы идут потоком, лучше на гнать лошадей. "Снижение скорости направлено на повышение безопасности движения, снижения количества аварий, и тяжести последствий ДТП. Главный приоритет – сохраненные жизни", - разумно полагают в московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД).
Когда в мае этого года ЦОДД столицы объявил о сборе предложений по изменению скоростных режимов Москвы, 70% участников предложили именно это – замедлить лихачей в центре. Так что нынешняя инициатива московского Дептранса не только не стала неожиданностью, но и вселила во многих надежды на рост безопасности траффика.
– Спасибо, что сказали! Я очень рад, – говорит 32-летний москвич Кирилл. Он получил права всего пару месяцев назад и уже успел намучаться на московских дорогах.
– Я пока ещё не очень опытный водитель, – признаётся он. – Даже на больших дорогах меня всё время подгоняют, потому что я еду медленно. На мой взгляд, чем меньше скорость в городе, тем увереннее будет чувствовать себя водитель.
Идею писать на знаках ограничения скоростей некруглые цифры Кириллу нравится.
– Это остроумно! – смеётся он. - Они хотят убить двух зайцев. Начинающий водитель увидит и задумается, что бы это значило, а опытный быстро среагирует на знак и рефлекторно сбросит скорость.
Именно на это и рассчитывают авторы инициативы.
– Весь скоростной режим в России кратен десяти: 30, 40, 50. Поэтому когда часто едете по одной и той же дороге, привыкаете и не обращаете внимания на знаки. Они становятся фоном. На трассах это нормально, но на улицах есть способ заставить людей более внимательно смотреть на знаки – использовать некруглые числа 33, 27, 45 и т. д.” – говорится в телеграм-канале движения “Пробок. Нет”.
Эксперты окрестили новую инициативу "любительской болтовнёй".
– Ахинея это, а не предложение, – заявил Metro директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, профессор Михаил Блинкин. Он добавил, что стратегия скоростного режима в Москве точно не должна приниматься блогерами или общественниками.
В целом решение властей Москвы понизить скорость в центре Блинкин одобряет. Но существует одно обстоятельство, которое существенно усложняет проблему со скоростным режимом.
– На центральных улицах спокойно можно снижать скорость, и это никого не обидит, – говорит Блинкин. – Но в нашем законодательстве есть так называемый нештрафуемый порог в 20 км. Ты ставишь ограничение скорости в 60 км в час, но за 79 км в час тебя не оштрафуют. Такого порога нет нигде в мире!
Как выяснилось, такой огромный нештрафуемый порог был установлен давно, причём из самых гуманистических побуждений. На советских, а потом и российских дорогах было слишком много старых автомобилей с очень плохим спидометрическим оборудованием. Да и контрольно-измерительная аппаратура, согласно показаниям которой начислялись штрафы, была неточной и старой.
– Сейчас уже про это и разговора нет, – говорит Блинкин. – В большинстве современных автомобилей стоят идеальные спидометры. На дорогах, особенно в Москве, стоит отличная аппаратура, которая измеряет скорость до десятых долей. Но пока у нас идёт разговор о том, что нельзя людей штрафовать за старое оборудование. Ну что это такое? Я ставлю 30 км в час, а еду всё равно 50.
В ЦОДД о проблеме прекрасно знают и над ее решением работают: "Решение об отмене/снижении нештрафумеого порога принимают федеральные органы власти. Транспортный комплекс, и ЦОДД поддерживают такую инициативу, - считают работники ЦОДД, - Эксперты ВШЭ заявляют: если уменьшить неадминистрируемый порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч до 10 км/ч в городах, где есть активное пешеходное движение, смертность в ДТП снизится на 10%, если до 5 км/ч — на 15%". Будем надеяться, что скоро автомобили в Москве будут ездить не только медленно, но и дружно, не обгоняя друг друга.