Недавняя выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке показала невероятный интерес зрителей со всей России к личности и творчеству одного из самых загадочных художников ХХ века. Увидеть сразу трёх “Демонов” Врубеля в одном зале мы, увы, ещё долго не сможем, но зато можем увидеть места, где художник создавал свой демонический цикл.
Флигель городской усадьбы Саввы Мамонтова, надстроенный в 1890-х по проекту М. А. Врубеля
Садовая-Спасская ул., 6, стр. 2
Кроме этого флигеля от усадьбы Саввы Мамонтова на Садовом кольце ничего не сохранилось. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”.
Любитель искусств, меценат Савва Мамонтов постоянно принимал и селил в своём доме художников.
– Врубеля поселили в детской спальне – у Саввы Ивановича было 5 детей, трое мальчиков. Также в усадьбе часто бывали лучшие друзья – Валентин Серов и Константин Коровин. Отец Врубеля отмечал, что в то время “Миша вёл жизнь беспорядочную, у него не было денег ни на обед, ни на сюртук”, – рассказала Юлия Преображенская.
Гости дома восхищались гостеприимством жены мецената Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (в девичестве Сапожниковой), хотя она, мягко говоря, не всегда одобряла компании своего мужа. Она считала, что художники поощряют его отношения с оперной певицей Татьяной Любатович и бывают у неё в гостях. Единственный, кто туда не ездил, был Виктор Васнецов, с ним Елизавета Григорьевна и дружила, а остальную веселую компанию постаралась из своего дома удалить.
Ещё один факт о жизни Врубеля у Мамонтовых: в этой семье было принято проводить границу между высшим кругом и друзьями Саввы Ивановича. Если в гостиной стояли столики с напитками, то художники понимали, где угощения для них, а где для более высокопоставленных гостей. Единственный, кто этого не понимал, был Михаил Врубель – он пил и ел всё, что ему хотелось и как будто не понимал, почему нельзя.
Доходный дом Воронина
Мясницкая ул., 48
В этом доме снимал квартиру друг Врубеля – Константин Коровин, у которого он здесь какое-то время жил.
– Про тот период Коровин вспоминал, как однажды Врубель одолжил у него 25 рублей, денег на еду действительно не было, но купил на них духи и белоснежные манжеты. Но друзья Серов и Коровин закрывали глаза на его странные поступки и старались найти для Врубеля заказы
Когда издатель Пётр Кончаловский (прадедушка Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова) попросил Серова проиллюстрировать цикл книг к 50-летию со дня смерти Лермонтова, тот предложил включить в группу художников Врубеля. Впоследствии Врубель поселился рядом с семьёй Кончаловских в Большом Харитоньевском переулке.
– Пётр Кончаловский говорил своим детям, которые сразу подружились с художником: “Если вы видите, что Михаил Александрович что-то рисует и рвёт, соберите, склейте и приносите папе”, – говорит Юлия Преображенская. У него была отдельная папка, где все эти склейки хранились, – эта папка до сих пор хранится в семье Михалковых-Кончаловских.
Доходный дом Фон Мекк
Малый Харитоньевский пер., 1
Тема Демона Врубеля не оставляла, один за другим он пишет “Демона летящего” и “Демона поверженного”. В этом доме жил человек, благодаря которому эти картины сохранились, – меценат Владимир фон Мекк (внук Надежды фон Мекк, известной по дружбе с Чайковским). С Врубелем его познакомил снова Валентин Серов.
По словам Юлии Преображенской, художник мечтал, чтобы его “Демон поверженный” был размещён в Третьяковской галерее, но художественный совет Третьяковской галереи не принял эту картину. Василий Поленов посоветовал “прописать пропорции тела”. Врубель очень оскорбился и, как вспоминали его друзья, находился в отчаянном положении. Владимир фон Мекк купил эту картину за 3000 руб. и поместил её в этом особняке.
Позже художник её забрал, чтобы отвести в Санкт-Петербург на выставку в Русском музее, но и там картина вызвала шок и оторопь. Именно в тот момент у Врубеля произошёл первый психологический срыв.
Дом Черткова
Мясницкой ул., 7, стр. 2
В этом доме находится белый камин в стиле модерн работы Михаила Врубеля. Сделать камин пригласил его друг Фёдор Шехтель, он проектировал здесь лестницу.
Плитка, из которой Врубель делал свои керамические изделия, изготовлялась в гончарной мастерской Саввы Мамонтова. Когда Савва Иванович был осуждён за финансовые нарушения (в частности, его обвинили в “злоупотреблении средствами” при строительстве ж/д линии Вологда – Архангельск) и лишился своего имущества, именно Абрамцевская гончарная мастерская на Бутырском Валу его спасла – многие доходные дома в Москве украшены плиткой, изготовленной в этой мастерской.
Кстати, Врубель придумал маску льва, которая стала эмблемой керамической мастерской Саввы Мамонтова. Он одним движением отсек льву гриву, и получилась просто львиная морда.
Фёдор Осипович Шехтель часто приглашал Врубеля для работы над особняками, которые он строил. Так, особняк Морозовых в Подсосенском переулке Врубель украсил панно на тему Фауста.
– Гонораром в 5 тыс, рублей, полученным за работу, он распорядился легко – прокутил в ресторане и собрал за столом всех друзей. В последующие несколько месяцев работал, чтобы расплатиться с трактиром в Охотном Ряду. Он говорил: “Зато я чувствую себя богатым человеком!” И за это чувство он готов был выложить деньги, не думая о последствиях, – отметила Юлия Преображенская
Также в особняке Зинаиды Морозовой на Спиридоновке сохранились витражи и лестница работы Михаила Врубеля.
Дом Залогиных,
Лубянский пр-д, 5
В этом доме на Лубянке Михаил Врубель проживал со своей женой Надеждой Забелой и сыном Саввой, это его последний московский адрес. Отсюда его увезли в клинику (после смерти сына психическая болезнь резко обострилась), где он провёл последние годы жизни. Памятной доски на доме нет, поэтому последний московский адрес Врубеля мало кто знает.
Известно, что, когда его жена Надежда Ивановна приходила в клинику с аккомпаниатором и пела, художник, который, как отмечали врачи, был невменяем, приходил в себя. Также он становился абсолютно нормальным, когда брал в руки карандаш и бумагу.
Отель “Метрополь”
Театральный пр-д, 2
Живописное панно работы Врубеля по мотивам пьесы Эдмона Ростана “Принцесса Греза” было выбрано для показа на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но Академия художеств запретила выставлять эти работы, и Савва Мамонтов построил для работ Врубеля отдельный павильон, повесив вывеску, что “здесь можно увидеть работы Врубеля, не принятые Академией”. Конечно, зрители ринулись туда смотреть, что же такое академики решили не показывать простому народу, – рассказала Юлия Преображенская
После окончания выставки Савва Мамонтов придумал повторить “Принцессу Грезу” в керамике на фасаде строящегося “Метрополя”.
Можно сказать, что современный “Метрополь", украшенный керамическим панно с изображением умирающего рыцаря и склонившейся над ним принцессы, выглядит как памятник несбывшейся мечте Саввы Мамонтова. Он мечтал, чтобы здесь был не ресторан, но театральный комплекс. Но его арестовали, и проект не был реализован.
Судьба живописного панно тоже была нелёгкой. Сначала оно хранилось в частном театре у Саввы Мамонтова, потом его перенесли в Театр оперетты и, наконец, в Большой театр и на долгие годы о нём забыли. И лишь в 1956 году во время ремонта рабочие случайно обнаружили это огромное полотно, оно было в ужасном состоянии. Но подпись Врубеля сохранилась. Его опять свернули и увезли в церковь Святителя Николая в Толмачах, которая тогда была запасником Третьяковской галереи.
Сейчас его можно увидеть в зале Врубеля в Третьяковской галерее.