Уже на территории Белорусского вокзала люди начинают обсуждать парад.
– А там можно будет руль потрогать? – интересуется мальчик у мамы, которая тут же подхватывает ребёнка на руки и даёт ему положительный ответ.
Действительно, в ретро- трамваях можно было потрогать всё, даже контроллер. Только вот сначала предстояло отстоять очередь – людей было очень много.
– Деда, а это "Аннушка"?
– Да, она самая, – отвечает Александр своему внуку. Интересуюсь у него, откуда мальчик узнал про этот трамвай.
– Я видел всё по телевидению, где трамвай выпускали, какая максимальная скорость и маршруты! – отвечает мне вместо дедушки восьмилетний мальчик Саша.
– А я-то думала, ты "Мастера и Маргариту" читал.
– Да вы что, – смеётся Александр. – Из романа он знает только "Аннушку", потому что нас интересуют только транспорт и логистика!
Саша раньше никогда не видел этот трамвай, а вот бабушка Эльмира на таком каталась.
– Я так долго живу, что помню все-все старые советские трамваи, – говорит она через переводчика с жестового языка. – Я очень счастлива, что эту частичку прошлого вновь выкатили на улицу. Я любила в детстве кататься на той же "Аннушке".
Кстати, многие думают, что "Аннушка" – это модель трамвая, но на самом деле это легендарный маршрут, который уже многие годы проходит по Бульварному кольцу.
Трамвай — это первый городской рельсовый транспорт на улицах столицы. В будни на нём совершают в среднем больше 600 тысяч поездок.
Сергей Собянин, мэр Москвы
Неподалёку от самой старой модели стоит целый состав из вагонов КТМ-1 и КТП-1 с маршрутом №27.
– Я его ещё с детства помню, этот маршрут и вагон, – говорит мне женщина солидного возраста в солнечных очках. Она представилась Надеждой. – Я была маленькая и на нём в школу ездила. Мы тогда переехали, и мне приходилось с «Речного вокзала» до «Белорусской» добираться.
– Одной?
– Конечно! Ну, раньше другое время было, – смеётся Надежда.
Пока старшее поколение смотрит на отголоски молодости чуть издалека, молодёжь активно фотографируется с каждым трамваем.
– Я сюда приехала, чтобы сделать домашнее задание, я будущий журналист, – говорит мне Анна. – Классно придумали – сделать такой парад.
Другая студентка – Алиса, будущая актриса, – решила "посмотреть на прошлое" с профессиональной точки зрения:
– Может быть, мне предстоит исполнить роль в фильме про Москву 30-х годов. Надо сразу знать, как входить в такой настоящий исторический трамвай в платье и туфлях.
И если актриса не сомневается в подлинности вагонов, то нашлись те, кто не поверил. Один мужчина аккуратно постукивал по "Татре Т2".
– Что проверяете? – интересуюсь я.
– Не могу понять, или отреставрировали хорошо, или держали взаперти все эти годы. А так молодцы, сохранили это чудо.
Конка (1872–1911)
Вагон запрягался лошадьми и вмещал 40 человек.
Запуск первого электрического трамвая (1899)
Первый регулярный маршрут проходил от Бутырской заставы (сегодня это площадь Савёловского вокзала) до Петровского парка.
Трамвай типа Ф "Фонарный" (1908–1960)
Эта модель имела 19 мест для сидения и развивала скорость до 40 километров в час. Название появилось из-за остеклённого купола на крыше вагона («фонарь»), который помогал лучше проникать естественному свету в салон вагона.
МТВ-82 (1947–1981)
Вмещал 77 пассажиров и развивал скорость до 50 километров в час. Всего для столицы было произведено более 450 вагонов МТВ-82.
"Татра Т2" (1959–1981)
Вмещал 94 пассажира и развивал скорость до 65 километров в час. С этого трамвая в столице началась "чехословацкая эра".
"Витязь-Москва" (с 2017 года)
Флагман современного московского трамвая. Сегодня в столице 464 таких вагона. Имеет три секции и полностью низкий пол, вмещает до 260 пассажиров и имеет до 70 мест для сидения. В салоне – климат-контроль, разъёмы для зарядки телефонов, экраны с полезной информацией.