Алексею Гашпару в июне исполнилось 18 лет. На международной физической олимпиаде в Иране он представлял столичную школу № 1589. В 8-м, 9-м и 10-м классах он становился призёром всероссийской олимпиады по физике, после чего прошёл отбор на международный уровень соревнований по этой дисциплине. И в итоге вошёл в число умнейших школьников мира, победив на олимпиаде.
По его словам, знания по физике помогают ему в жизни.
– Я могу навскидку очень хорошо определять расстояние, – говорит Metro Алексей. – Умею хорошо считать время в уме и в целом быстро оценивать какие-то величины для того, чтобы понимать, что будет происходить.
Он отмечает, что участие в олимпиадах научило его комплексно мыслить, быстрее постигать новый учебный материал.
– Информатику, программирование, иностранные языки и в целом школьные предметы стало легче изучать, – подчеркнул он.
Он не считает, что его знания опережают учителей в школе. По его словам, его учили получать высокий балл на олимпиадах и разбираться во всех темах физики, при этом его учителя в школе знают каждую тему подробно. Но на физику в 11-м классе он не ходил, изучал её с тренерами российской сборной.
Всего же в течение 11-го класса у команды из России было 6 учебных двухнедельных сборов. Учебный день порой длился по 10–12 часов.
Алексей вспоминает, что одна из самых интересных задач на олимпиаде была связана с проблематикой глобального потепления и парникового эффекта на Земле, за что даже вручают Нобелевскую премию. "Олимпийцам" нужно было рассчитать температуру поверхности планеты, океана и атмосферы, исходя из светимости солнца, расстояния до него и того, сколько света отражает атмосфера.
Главный приз, который получил Алексей, – поступление в МФТИ вне конкурса на факультет прикладной физики. Его также ждёт денежная премия. В будущем Алексей планирует стать преподавателем физики в университете.
ТРИ ВОПРОСА ФИЗИКУ
Максим Покровский, тренер сборной России по физике
Как вы стали тренером нашей команды по физике?
– Я сам выиграл золотую медаль этой олимпиады в 2020 году. Поступил в МФТИ. И мне предложили делиться опытом с последующими командами. Я согласился. Теперь это моя специализация.
Как вы тренируете ребят?
– Во-первых, осуществляю теоретическую подготовку. Второй элемент – практическая работа. Оборудование на олимпиадах уникальное и сложное. Учу работать руками на нём. В-третьих, занимаюсь мотивационной и психологической подготовкой, чтобы ребёнок стал уверенным в себе и показал все свои знания.
На что вы обращаете особое внимание в подготовке?
– Важно отсеять случайных ребят, которые хотят что-то доказать себе, от тех, кто действительно хочет что-то сделать для мира и науки. Моя задача – сделать так, чтобы такие дети оставались на своём пути до конца. Также я помогаю им продвигать себя в жизни и сотрудничать с людьми.