Если слово "тамблер" вам ещё ни о чём не говорит, то сейчас самое время его запомнить. Так называют специальный стакан для горячих и холодных напитков: он закрывается крышкой с отверстием, через которое можно пить, а главное – его можно использовать многократно, отказавшись от одноразовых стаканчиков. То есть стать экологически ответственным. На самом деле даже бумажные стаканчики, в которых чаще всего предлагают напитки навынос, вовсе не безобидны: изнутри они покрыты полиэтиленовой плёнкой, из-за чего труднее, чем пластик, поддаются вторичной переработке.
Попивающих кофе из тамблеров теперь всё чаще можно встретить на московских улицах, а кофейни, кафе и даже дорогие рестораны стали поощрять таких клиентов скидками. И дело не только в экологии и ответственном потреблении, хотя изначально движение за многоразовые стаканчики позиционировалось именно так. Кампания "My Cup, Please" ("В мою чашку, пожалуйста"), объединившая такого рода заведения, стартовала несколько лет назад в Минске и быстро нашла приверженцев в других городах, включая Москву. И если в 2018 году кофейни, предлагавшие скидку на напитки тем, кто пришёл со своей посудой, были, скорее, диковинкой, то теперь, судя по карте проекта на странице во "ВКонтакте", их сотни.
В дело включились и крупные сети вроде "Шоколадницы" (там, правда, предлагают всего 5%-ную скидку) или "Азбуки вкуса Daily" (500 бонусов по карте "Вкусомания"), и солидные заведения: например, ресторан северной кухни Björn, удостоившийся зелёной звезды гида "Мишлен", даёт обладателям многоразовых стаканов 20%-ную скидку на горячие напитки, а питьевую воду и вовсе нальют бесплатно. С таким же дисконтом все кофейные напитки навынос в многоразовом стакане продают в баре "BQ cafe".
Но теперь на выбор многоразовой посуды стали влиять и сугубо экономические факторы. За последний месяц из-за санкций и дефицита картона взлетели цены на бумажные стаканчики, а с учётом того, что существенно подорожал и сам продукт – кофе в зёрнах, владельцы кофеен и кафе вынуждены переписывать ценники.
По данным компании "Гудвин", одной из крупнейших на рынке одноразовой посуды, продукция из картона подорожала почти двукратно: так, качественный бумажный стакан может обойтись в 20–30 рублей. В кафе-пиццерии BRO&N рассказали Metro, что успели напечатать свои фирменные стаканчики цвета фуксии, когда они подорожали ещё только на 40%, но случилась другая напасть: пока что в них нельзя наливать из-за того, что на стакане был указан логотип Instagram (признан экстремистской организацией на территории РФ).
Похоже, что использование многоразовых стаканчиков сулит выгоды не только тем, кто покупает кофе навынос, но и тем, кто его продаёт, ведь так можно отчасти снизить отток клиентов, вызванный подорожанием кофе. В том же BRO&N, если ты приходишь со своим тамблером, любой кофе в него нальют всего лишь за 50 рублей, и повышать цену по этой акции пока не планируют.
Максимальную скидку на кофе и лимонад в свой многоразовый стакан Metro обнаружило в кафе Paulig Cafe & Store на Покровке — аж 30%! Путём несложной арифметики выясняем, сколько позволит сэкономить тамблер. Большой (tall) латте там стоит 250 рублей (столько же стоят и лимонады), то есть скидка составит 75 рублей. Если брать напиток навынос хотя бы раз в день, то в месяц можно сэкономить 2250 рублей. Возможно, пора изменить своей привычке пить из одноразовых стаканчиков – теперь уже не только из-за заботы о природе.