Московские психологи с начала лета проводят групповые онлайн-занятия "Мама в порядке"

Metro выяснило, каковы первые результаты, почему люди начинают срываться на своих детей и как с этим нужно бороться
Московские психологи с начала лета проводят групповые онлайн-занятия "Мама в порядке"
2017 Khosro/Shutterstock
Домашнее насилие – проблема современного общества

Занятия проводит центр "Насилию.нет"* в формате  групповых видеоконференций раз в неделю. Сейчас в них участвуют родители со всей России. 

– Большинство из них – это женщины от 30 до 40 лет, – рассказала Metro психолог Александра Иванова, которая ведёт группу. – Это мамы детей разного возраста – и подростков, и совсем малышей. Есть мамы особенного и приёмного ребёнка. У каждой свои эмоциональные особенности, связанные с возрастом ребёнка и контекстом его воспитания: кто-то делает это в браке, кто-то в одиночку. 

По словам Александры, участники группы понимают, что проявлять насилие, агрессию к своему ребёнку нехорошо. Им это очень не нравится, они хотят научиться общаться с детьми по-другому, но не справляются – регулярно срываются, кричат, могут ударить. 

Психолог отмечает, что насилие по отношению к детям может возникать в самых разных семьях: 

– Это не обязательно должны быть маргиналы вроде алкоголиков или наркоманов. Насилие и агрессия со стороны родителей проявляется в тех семьях, где есть негибкие установки и жёсткая система ценностей. Это может быть как в семье православного священника, так и в семье айтишника. 

Для того чтобы избегать  травмирующих ситуаций,  Александра советует внимательно относиться к психологическим границам – своим и своих детей. Также нужно иметь хотя бы общие представления о психике ребёнка. Например, довольно странно требовать от шестилетки сочувствия, понимания и беспрекословного исполнение воли родителя. Если же родители осознают, какие возрастные особенности есть у ребёнка, то им легче справляться с поведенческими проявлениями, свойственными его возрасту.

– Важно понимать, что мы правда можем злиться на наших детей, иногда мы раздражаемся и сердимся на них. Дети могут вызывать у нас разные чувства, в том числе негативные, – и это нормально. Очень важно признавать эти чувства и учиться проявлять их безопасным образом.

В редакцию Metro пришло письмо от Валентины Кожуховской, педагога, автора 16 книг и 7 рабочих тетрадей. Она рассказала историю своего нелёгкого детства, в котором было очень много насилия и слёз

После смерти матери Валентину забрал отец, цирковой артист. Он решил определить 11-летнюю дочь в номер эквилибристов Рогаткиных и ездить с ней на гастроли. Но методы его воспитания оставляли желать лучшего. 

"Постепенно участились и наказания. Дошло до того, что редко проходила счастливая неделя без ремня по голой попе. Счастливыми недели были слишком редкими. Чтобы повторилась счастливая неделя, я мытьё полов начинала с того же угла, что и в прошлый раз, но счастливая неделя больше не повторялась. Бил меня отец по любому поводу и без него на репетициях и дома. Так, выстраивая пирамиду на шаре из пяти человек, решили её усложнить – я должна была с лестницы встать не на плечи мачехи, а на голову и замереть. У меня этот трюк не получался. Рушилась вся пирамида, шар уходил из-под ног нижнего, все падали, и я на лонже летела вниз. А там уже отец командовал идти в гримёрную: даст несколько пощёчин и приказывает лезть снова на лестницу. Под страхом побоев один раз получалось выполнить поставленную задачу, но не более. Всё рушилось вновь и вновь".

Женщина вспоминает, что отец сам искал причину, чтобы избить дочь, у него буквально "чесались руки". 

"Однажды в Тбилиси, придя из школы, я сообщила отцу, что учительница освободила меня от изучения английского языка. Что тут началось! Отец поднял скандал: может, я вообще учиться не буду. Дошло до того, что он повесил мне на руку школьную форму, всучил портфель, выгнал из дома. Плача, я вышла на улицу и направилась в цирк. Город незнаком, идти больше некуда. Цирк в Тбилиси стоит на горе, рядом протекает река Кура. Оказывается, отец всю дорогу шёл вслед за мной. Темнело. На берегу реки он приказал мне снять штаны, избил меня ремнём и приказал идти домой. Всю дорогу он сильно ругал и бил пинками. Дома у наших грузинских хозяев были гости, выпивали, шумели, кричали, веселились. Отец приказал мне выйти на балкон, чтобы неслышно было, отхлестал меня ремнём по голому заду ещё раз".

Избавиться от постоянных избиений удалось благодаря вмешательству бабушки девочки, которая увидела следы побоев при походе в баню. Когда дело почти дошло до суда, отец испугался огласки и согласился отдать дочь родственникам. 

*Организация включена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функцию иностранного агента.