Каких результатов организации удалось достичь за семь лет работы, Сергей Собянин рассказал горожанам в блоге на персональном сайте.
Продукция различных отраслей пользуется спросом за границей. Это касается лёгкой, пищевой и химической промышленности, кино и анимации, медицинских технологий и информационных технологий.
"Чтобы больше московских компаний могли успешнее развивать бизнес, выходить на экспорт и продвигать свои товары, семь лет назад мы создали Московский экспортный центр — единое окно поддержки экспортёров", — написал Мэр Москвы.
Выйти на зарубежные рынки
Более 17 тысяч компаний воспользовались инструментами Московского экспортного центра (МЭЦ). Более 1,5 тысячи предприятий вышли на рынки более чем 110 стран мира. Общая сумма заключённых экспортных контрактов составила более 108 миллиардов рублей.
"В последние годы перед нами стоит задача по поддержке переориентации поставок на дружественные рынки и установлению деловых связей на новых направлениях. И с этой задачей город успешно справляется. Экспортёры продолжают расширять присутствие на рынках дружественных стран: объём поддержанного экспорта вырос на 80 процентов за первое полугодие 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года", — отметил Сергей Собянин.
Значительных успехов удалось добиться во многом благодаря увеличению мер поддержки экспортёров и созданию новых инструментов для выхода на международные рынки.
Деятельность Московского экспортного центра охватывает три основных направления: обучение и повышение квалификации специалистов компаний, поддержка продвижения и продаж за границей, а также финансовые инструменты.
Школа экспортёра и акселерационные программы
Столичные предприниматели могут получить важные знания и навыки в области экспорта в "Московской школе экспортёра". На мастер-классах, семинарах и лекциях они изучают тонкости коммуникации с зарубежными партнёрами, логистику, таможенное оформление и сертификацию, а также маркетинг и деловой этикет.
За семь лет работы центра более 30 тысяч представителей городских компаний приняли участие в обучающих мероприятиях.
С 2021 года в "Московской школе экспортёра" проводятся встречи с торговыми представителями Российской Федерации и "Диалог с цифровым атташе" при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ. Эти мероприятия позволяют предпринимателям узнать о специфике работы на зарубежных рынках и о продуктах и услугах, которые могут быть востребованы там.
Встречи с торговыми представителями России уже состоялись в 44 странах мира, включая Алжир, Марокко, Индонезию и Аргентину.
Столичные компании могут ускорить выход на внешние рынки благодаря акселерационным программам Московского экспортного центра, таким как "Экспортёры 2.0", Moscow Fast Track, GoGlobal и MENA Accelerator. Эти программы представляют собой специализированные курсы интенсивной подготовки к экспортной деятельности. В рамках этих курсов предприниматели учатся определять сильные стороны своей бизнес-модели, адаптировать продукт и команду, разрабатывать маркетинговую стратегию и выбирать экспортные направления, где их товары будут востребованы.
С 2019 года Московский экспортный центр организовал и софинансировал участие почти 700 компаний в 33 потоках акселерации. Выпускники этих программ заключили экспортные контракты на общую сумму более пяти миллиардов рублей.
Примером успешной компании, которая освоила зарубежные рынки, является "Интеллектуальные робот системы". Эта компания производит робототехнические комплексы, промышленных роботов и другое высокотехнологичное оборудование для различных отраслей промышленности. Участие в акселерационной программе "Экспортный форсаж" позволило компании увеличить объём поставок за рубеж в 60 раз. В планах компании — расширение географии экспорта и выход на рынки Африки, Азии и Тихоокеанского региона.
Ещё одним примером является ООО "Научно-промышленная компания “Техновотум”", которая разрабатывает и производит высокоточное электронное оборудование неразрушающего контроля. Это оборудование позволяет оценить качество материала и наличие дефектов без разрушения или повреждения образца, что особенно востребовано, например, на железных дорогах. Специалисты компании приняли участие в акселераторе Tech Export to India, что позволило им установить новые контакты с потенциальными партнёрами и расширить географию продаж. С 2022 по 2023 годы объём экспортной выручки компании вырос более чем на 30 процентов.
Международные выставки и бизнес-миссии
Московский экспортный центр (МЭЦ) предлагает ряд системных мер поддержки для продвижения продукции столичных компаний на международном рынке.
"Немаловажным направлением работы центра остаются международные выставки и бизнес-миссии. Это отличный шанс продемонстрировать свой продукт, найти потенциальных партнёров и договориться о новых сделках. При этом мероприятия за рубежом, где будет организовано участие бизнеса, выбирают сами предприниматели — для этого МЭЦ проводит опрос, по результатам которого формирует план выездов на ближайшие три года", — рассказал Сергей Семёнович.
За последние семь лет столичные предприниматели успешно представили свою продукцию под единым брендом Made in Moscow на 200 международных миссиях в 56 странах мира. Благодаря этому было заключено контрактов на сумму более 5,5 миллиарда рублей.
С 2021 года компания TrueConf, ведущий российский разработчик и экспортёр программных продуктов для корпоративных коммуникаций, видео-конференц-связи и совместной работы, регулярно участвует в международных отраслевых выставках на стендах Made in Moscow. Число скачиваний продуктов компании за рубежом в 2023 году увеличилось на 35% по сравнению с предыдущим годом. Решениями TrueConf пользуются различные организации и ведомства в разных странах мира, такие как индийская организация космических исследований, Министерство обороны Шри-Ланки, военно-морская академия Индонезии, Министерство транспорта и коммуникаций Мьянмы, полиция Непала и другие.
Компания "Таргетта", разработчик программ виртуальной реальности для обучения врачей и студентов медицинских вузов, при поддержке МЭЦа приняла участие в нескольких международных выставках и бизнес-миссиях. В результате были заключены контракты на поставку продукции в Бразилию, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Иран, Иорданию и Саудовскую Аравию.
Особое внимание уделяется экспорту решений в сфере креативных индустрий, в частности, кинолент и анимационных фильмов. Участие в бизнес-миссии в Китае на выставке CICAF позволило "Союзмультфильму" договориться о поставке мультипликационных сериалов "Ну, погоди! Каникулы", "Тайны Медовой долины" и "Чуч-Мяуч" на рынок этой страны. А компания "Эмай энтертеймент" по итогам выставки Film Bazaar в 2023 году заключила договор о совместном производстве российско-индийского фильма "Алиса, намасте".
МЭЦ активно сотрудничает с Российским экспортным центром. Одной из новых совместных инициатив является организация фестивалей-ярмарок за рубежом. Так, в мае прошла пилотная ярмарка в рамках Российско-китайского Экспо в Харбине, в котором приняли участие семь столичных компаний. До конца 2024 года планируется организовать ещё два подобных мероприятия — в Китае и ОАЭ.
"Разумеется, только участия в международных мероприятиях бывает недостаточно. Важно выстраивать постоянную коммуникацию с потенциальными зарубежными партнёрами. Для этого год назад у экспортёров появилась возможность воспользоваться помощью представителей бизнеса Москвы за рубежом. Они помогают с поиском нужных контактов, лично сопровождают сделки и ускоряют выход компаний на экспорт. Сегодня амбассадоры работают в шести дружественных странах: Китае, Индии, Египте, ОАЭ, Вьетнаме и Малайзии. Инструментом поддержки воспользовались более 100 компаний, ряд из них уже заключили экспортные контракты более чем на 300 миллионов рублей", — написал градоначальник.
Онлайн-продвижение и гранты
Всё больше московских компаний выходят на международные маркетплейсы, что позволяет значительно увеличить число потенциальных покупателей и объёмы продаж. Московский экспортный центр (МЭЦ) помогает продвигать столичные бренды на онлайн-площадках и в розничных сетях за рубежом, предоставляя различные инструменты поддержки, включая юридическое и маркетинговое сопровождение, а также помощь с поставкой первой партии товара.
На данный момент МЭЦ вывел на зарубежные маркетплейсы более 900 московских компаний. Например, предприятие "Гельтек-Медика" представило на торговых онлайн-площадках Китая профессиональную косметику своего производства, в частности, средства для ухода за кожей.
Система грантовой поддержки является ещё одним эффективным инструментом МЭЦ. Предприятиям возмещают 10% от суммы контракта с зарубежными партнёрами. В 2024 году кешбэк был удвоен для новых и активных экспортёров. Компенсацию могут получить высокотехнологичные предприниматели и компании, работающие в сфере обрабатывающей промышленности. Средства можно использовать для различных целей, включая расширение производственных мощностей, покрытие затрат на логистику и другие экспортные расходы.
Грантовой поддержкой воспользовался разработчик и производитель медицинских технологий и препаратов "Научный центр “Биоформ”". Средства были выделены в рамках экспортных контрактов на поставку в Узбекистан и Азербайджан эндопротезов синовиальной жидкости, используемых при лечении артрозов. Компания направила грант на регистрацию и перерегистрацию продукции на рынках России и за рубежом.
С 2019 года экспортёры получили от города субсидии и гранты на общую сумму 1,8 миллиарда рублей. При этом объём заключённых ими экспортных контрактов превысил 57 миллиардов рублей.
Недавно была запущена программа предэкспортного финансирования, реализуемая совместно с тремя крупными российскими банками. Экспортёры могут получить кредит до 100 миллионов рублей по льготной ставке в размере 11% годовых. Заём можно направить на пополнение оборотных средств, связанных с производством и поставкой высокотехнологичной продукции в рамках экспортного контракта. Срок субсидирования составляет два года.
По словам Сергея Собянина, поддержка экспорта и вывод на международные рынки высокотехнологичных решений являются стратегическим вектором политики Правительства Москвы. Бизнес не только получает возможность больше зарабатывать, но и учится у лидеров индустрий и совершенствует свои продукты. Город продолжит развивать меры поддержки московских предприятий, укреплять позиции на международной арене и внедрять новые инструменты помощи экспортёрам.