Московские художники написали картины в стиле древних мастеров китайского пейзажа

На выставке "За пределами видимого" в "Первой Московской Галерее Восточной Живописи" репортёр Metro узнала, что пейзажи можно писать "зерном риса", "половинкой фасоли", "насечкой топора" и "смятым ремнём"
Московские художники написали картины в стиле древних мастеров китайского пейзажа
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Лю Фэньвэнь, подарок учителя своим ученикам для обучения, 2018 год.

В китайской живописи изначально пейзаж служил фоном для жанровых картин. На первых картинах нравственные сцены из жизни почитаемых людей или мифических персонажей строго регламентировались императорским дворцом. В IV веке нашей эры художник Гу Кайчжи на шёлковом свитке "Фея реки Ло" впервые изобразил горы, деревья и речные потоки как взаимосвязанные элементы изображения. Этот момент считается началом зарождения жанра китайского пейзажа. Самостоятельным жанром он становится позже, в веке VI, когда работы художников обретают философскую составляющую. 

Лю Фэньвэнь, подарок учителя своим ученикам для обучения, 2018 год.
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Лю Фэньвэнь, подарок учителя своим ученикам для обучения, 2018 год.

– Большое влияние на пейзажную живопись оказала философия дао, – рассказывает Ольга Щербакова, куратор выставки. – С китайского "шань-шуй" традиционный китайский пейзаж переводится как "горы и воды". Шань – гора – символизирует ян, а шуй – вода – инь. Поэтому на картинах обязательно присутствует далёкое и близкое, большое и малое, тёмное и светлое, насыщенное и лёгкое. Идея единства противоположностей, полярность создаёт философское высказывание и усиливает общее впечатление от работы. С тех древних веков техника китайского пейзажа осталась неизменной. 

– Со времён зарождения пейзажа художники придавали большое значение отражению состояний природы. Осень – это аллегория покоя, лето – бури, весна – туманных надежд, а зима – торжественного предвкушения.
Ольга Щербакова, куратор выставки

По сей день мастера пишут свои работы красками из натуральных материалов на шёлке и специальной бумаге суань, которую часто называют рисовой. И используют только натуральные тонкие кисти из ворса, состриженного у животных. Жёсткие кисти делают из шерсти волков и медведей, мягкие – из шерсти козы, белки или кролика. 

– Философия китайского пейзажа в том, что это не изображение конкретной местности, а собирательное представление о гармонии идеального мира, где вода и воздух сосуществуют без препятствий, и обязателен след человека: мостик, строение, руина, ступеньки, тропинка. Идеальный мир невозможен без человека, полноценного члена триады наравне с небом и землёй, – объясняет Ольга. – Один из мастеров, Цин Хао, живший в IX веке, в своих рукописях записал: "Чтобы в этом искусстве выразить реальность, художник должен выйти за пределы видимого". "Видеть невидимое" – означает понимать причины явлений природы.

Ольга Обухова "Равновесие", 2023 год.
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Ольга Обухова "Равновесие", 2023 год.

На выставке представлена серия работ одного из ныне живущих мастеров-философов китайского пейзажа Лю Фэньвэня. К нему в Аньшань ездят многие художники, желающие постичь азы китайского пейзажа. Российским художникам в один из визитов пожилой мастер подарил эту серию работ в качестве учебного пособия. На одной из них – среди серого туманного неба – сине-изумрудные горы и тёмные деревья, написанные размытыми мазками, тревожно сгибаются на ветру. На другой – умиротворённый пейзаж с миниатюрными домиками в горной низине среди белых и нежно-розовых цветов сакуры. В верхних углах работ – печати. Одна символизирует подпись автора, вторая – философское послание зрителям или литературная цитата. 

Лю Фэньвэнь, подарок учителя своим ученикам для обучения, 2018 год.
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Лю Фэньвэнь, подарок учителя своим ученикам для обучения, 2018 год.

– Печати – самостоятельное искусство в Китае, столь же древнее, как и живопись. Они идут вместе, рука об руку, – говорит Валерия Рудина, куратор галереи. – Ставить вторую печать с посланием – остаётся на усмотрение автора. К примеру, на работах второго китайского участника выставки, молодого мастера Сунь Цзиньчао, стоит только одна – и это его подпись. Этот талантливый художник написал свои работы в техниках, которые использовали древние мастера. На одной он изобразил деревья мазком, который называется "рисовые зёрна", на второй горы – мазком – "перебитая конопля", а на третьей – небо – "смятым ремнём". То же самое сделали и другие участники выставки – московские мастера китайского пейзажа. 

Цифра
12
московских художников, использовав 12 приёмов китайской живописи, изобразили работы 12 древних мастеров китайского пейзажа, живших в разные века.

Сохраняя приемственность и традиции, художники написали для выставки пейзажи, использовав определённую технику, характерный приём или узнаваемую композицию мастеров древности. К примеру, имя мастера Ми Фу, жившего в XI веке, переводится с китайского как "зерно риса", он же сам создатель этого приёма – писал горы мазками, напоминающие рисинки. Пейзаж "На берегу реки вблизи высоких гор" Оксаны Королёвой один в один напоминает о будто звенящей в тишине природе китайского мастера. 

Марина Антонова "Среди скал шёпот сосен еле слышен за шумом воды", 2024 год.
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Марина Антонова "Среди скал шёпот сосен еле слышен за шумом воды", 2024 год.

Наталья Простова в пейзаже "Дорога в Шу трудна" пишет крупными мазками массивные горы так же, как когда Гуань Тун в X веке, в технике "половинка фасолины". Ветки сосен в пейзаже Виктории Афанасьевой пушистые, похожие на раскрывшиеся шишки, написаны в стиле Лин Чэна. В X веке он использовал для их изображения приём "клешни краба". 

Виктория Афанасьева "Дальше сосен, выше неба, всюду, как тайна", 2024 год.
"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Виктория Афанасьева "Дальше сосен, выше неба, всюду, как тайна", 2024 год.

А один из самых ярких мастеров древности, новатор XII века Ли Тан, изображает массивные крутые скалы, мощные водопады и сосны резкими прерывистыми мазками. Также делает в своей работе Марина Антонова, используя приём, который называется "насечка топором".