В китайской живописи изначально пейзаж служил фоном для жанровых картин. На первых картинах нравственные сцены из жизни почитаемых людей или мифических персонажей строго регламентировались императорским дворцом. В IV веке нашей эры художник Гу Кайчжи на шёлковом свитке "Фея реки Ло" впервые изобразил горы, деревья и речные потоки как взаимосвязанные элементы изображения. Этот момент считается началом зарождения жанра китайского пейзажа. Самостоятельным жанром он становится позже, в веке VI, когда работы художников обретают философскую составляющую.
– Большое влияние на пейзажную живопись оказала философия дао, – рассказывает Ольга Щербакова, куратор выставки. – С китайского "шань-шуй" традиционный китайский пейзаж переводится как "горы и воды". Шань – гора – символизирует ян, а шуй – вода – инь. Поэтому на картинах обязательно присутствует далёкое и близкое, большое и малое, тёмное и светлое, насыщенное и лёгкое. Идея единства противоположностей, полярность создаёт философское высказывание и усиливает общее впечатление от работы. С тех древних веков техника китайского пейзажа осталась неизменной.
– Со времён зарождения пейзажа художники придавали большое значение отражению состояний природы. Осень – это аллегория покоя, лето – бури, весна – туманных надежд, а зима – торжественного предвкушения. Ольга Щербакова, куратор выставки
По сей день мастера пишут свои работы красками из натуральных материалов на шёлке и специальной бумаге суань, которую часто называют рисовой. И используют только натуральные тонкие кисти из ворса, состриженного у животных. Жёсткие кисти делают из шерсти волков и медведей, мягкие – из шерсти козы, белки или кролика.
– Философия китайского пейзажа в том, что это не изображение конкретной местности, а собирательное представление о гармонии идеального мира, где вода и воздух сосуществуют без препятствий, и обязателен след человека: мостик, строение, руина, ступеньки, тропинка. Идеальный мир невозможен без человека, полноценного члена триады наравне с небом и землёй, – объясняет Ольга. – Один из мастеров, Цин Хао, живший в IX веке, в своих рукописях записал: "Чтобы в этом искусстве выразить реальность, художник должен выйти за пределы видимого". "Видеть невидимое" – означает понимать причины явлений природы.
На выставке представлена серия работ одного из ныне живущих мастеров-философов китайского пейзажа Лю Фэньвэня. К нему в Аньшань ездят многие художники, желающие постичь азы китайского пейзажа. Российским художникам в один из визитов пожилой мастер подарил эту серию работ в качестве учебного пособия. На одной из них – среди серого туманного неба – сине-изумрудные горы и тёмные деревья, написанные размытыми мазками, тревожно сгибаются на ветру. На другой – умиротворённый пейзаж с миниатюрными домиками в горной низине среди белых и нежно-розовых цветов сакуры. В верхних углах работ – печати. Одна символизирует подпись автора, вторая – философское послание зрителям или литературная цитата.
– Печати – самостоятельное искусство в Китае, столь же древнее, как и живопись. Они идут вместе, рука об руку, – говорит Валерия Рудина, куратор галереи. – Ставить вторую печать с посланием – остаётся на усмотрение автора. К примеру, на работах второго китайского участника выставки, молодого мастера Сунь Цзиньчао, стоит только одна – и это его подпись. Этот талантливый художник написал свои работы в техниках, которые использовали древние мастера. На одной он изобразил деревья мазком, который называется "рисовые зёрна", на второй горы – мазком – "перебитая конопля", а на третьей – небо – "смятым ремнём". То же самое сделали и другие участники выставки – московские мастера китайского пейзажа.
Сохраняя приемственность и традиции, художники написали для выставки пейзажи, использовав определённую технику, характерный приём или узнаваемую композицию мастеров древности. К примеру, имя мастера Ми Фу, жившего в XI веке, переводится с китайского как "зерно риса", он же сам создатель этого приёма – писал горы мазками, напоминающие рисинки. Пейзаж "На берегу реки вблизи высоких гор" Оксаны Королёвой один в один напоминает о будто звенящей в тишине природе китайского мастера.
Наталья Простова в пейзаже "Дорога в Шу трудна" пишет крупными мазками массивные горы так же, как когда Гуань Тун в X веке, в технике "половинка фасолины". Ветки сосен в пейзаже Виктории Афанасьевой пушистые, похожие на раскрывшиеся шишки, написаны в стиле Лин Чэна. В X веке он использовал для их изображения приём "клешни краба".
А один из самых ярких мастеров древности, новатор XII века Ли Тан, изображает массивные крутые скалы, мощные водопады и сосны резкими прерывистыми мазками. Также делает в своей работе Марина Антонова, используя приём, который называется "насечка топором".