Московская вдова считалась завидной невестой для холостяка без своего угла

За московскими вдовами охотились молодые холостяки, в то время как в деревнях женщинами, похоронившими своих мужей, пренебрегали из-за суеверий
Московская вдова считалась завидной невестой для холостяка без своего угла
"Мосфильм"
Кадр из фильма Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова" – в роли вдовы Нонна Мордюкова

Что делать вдове после смерти мужа – сложный вопрос, который встаёт перед женщинами, потерявшими любимого. Он был актуален и в прошлом. 

Кандидат исторических наук, доцент Московского городского педагогического университета Александра Емельянова на конференции “Заключение брака в Москве XIX в.: социокультурные практики” представила результаты своего исследования о положении московских вдов. 

Оказывается, оно было куда завиднее, чем судьба овдовевших женщин в других регионах Российской империи.

Брак с вдовой считался позором...

В российском обществе первой половины XIX века разводы допускались церковью в очень исключительных случаях, иначе говоря, практически никогда. Поэтому расторгнуть брак могла только смерть одного из супругов, что как раз случалось очень часто: женщины умирали в родах и от болезней, а мужчины – от водки, болезней и несчастных случаев. Овдовевшие, выдержав положенный траур, могли снова создать семью, но если дворяне и мещане к повторным бракам относились лояльно, то в народной среде вдовцы и вдовы считались "вторым сортом". Особенно незавидным было положение похоронивших мужей крестьянок.

– В первой половине XIX века в Российской империи 23% мужчин женились второй раз, а вот замуж выходили повторно лишь 4% женщин, – рассказывает автор исследования Александра Емельянова. – Вдовство сравнивали с сиротством. В ходу были пословицы: “Вдовушка – бедовая головушка”, “Сирая вдова – круглая сирота”. Согласно крестьянским установкам, вдове следовало выходить замуж за вдовца, брак с вдовой для холостяка считался позором. Существовало народное поверье, что первые супруги после смерти соединятся, а вторые будут вечно пребывать в одиночестве. 

Конечно, за вдовцов выдавали и девушек, в основном бесприданниц, но женитьба холостого парня на вдове среди крестьян была аномалией. 

... но квартирный вопрос всё менял

А вот в Москве ситуация складывалась с точностью до наоборот: анализ метрических книг Никитского и Замоскворецкого сороков показал, что большинство вдов-мещанок вступали в брак именно с холостяками, молодые мужчины составляли до 87% от всех вторых мужей москвичек. 

В Москве (Российская империя) вдовы часто сочетались браком с молодыми холостяками
Copyright (c) 2011 Marzolino/Shutterstock. No use without permission.
В Москве (Российская империя) вдовы часто сочетались браком с молодыми холостяками

– В таком союзе жена могла быть старше мужа на пять, на 10 лет и даже на 20, – продолжает Александра Емельянова. – Так, был зафиксирован брак 20-летнего работника кондитерского цеха и 39-летней вдовы вахмистра, прямо в духе пьесы Александра Островского "Женитьба Бальзаминова". И среди всех повторных венчаний среди московских мещан замужества вдов происходили даже чаще, чем свадьбы вдовцов.

Что мотивировало молодых холостяков XIX века вступать в брак с женщинами старшего возраста, уже побывавшими замужем и воспитывающими детей от первого супруга, понять несложно: квартирный вопрос сильно беспокоил москвичей даже в позапрошлом столетии.

– Московское мещанство активно пополнялось за счёт вольноотпущенных крепостных, и подавляющее большинство, почти две трети, не имело своего жилья, – объясняет историк. – Так что наличие недвижимости у вдов, хоть какой-нибудь, делало их востребованными на брачном рынке. С другой стороны, вдове тоже было выгодно вступить в новый брак, чтобы иметь защитника и кормильца, ведь никаких выплат от государства они тогда не получали.

В Севастополе на вдовушек была очередь

Но не только московские вдовы пользовались преференциями на брачном рынке: жительницы Севастополя буквально купались в мужском внимании, и наличие жилплощади здесь было совсем ни при чём.

– На одну проживающую в Севастополе женщину приходилось 9–10 мужчин, почти все – военные моряки, поэтому севастопольские вдовы без проблем выходили замуж не только по два, но и по три раза, что в других регионах страны было немыслимо, – говорит Емельянова. 

Возможно, дамы из города моряков не постеснялись бы обзавестись и четвёртым, и пятым мужем, но венчаться больше трёх раз не позволяла православная церковь. А жить без венчания считалось едва ли не преступлением.

"Брачный договор" заключали свахи

Исследовательница отмечает важную особенность московских браков в XIX веке: что такое конфетно-букетный период купцы, мещане и разночинцы практически не знали. Обходились без лишней романтики. 

Браки заключались через посредников, у купцов действовали профессиональные свахи, у мещан – общие знакомые, родственники, земляки, – рассказывает Александра Емельянова. – Наличие хоть какого-то приданого для невесты было обязательным. 

После того как свахи сговаривались с семьёй невесты, жениха с родителями приглашали в дом будущей жены на смотрины. Если девушка подходила, благословляли молодых на брак, а через неделю-полторы играли свадьбу. Историк говорит, что бракосочетания вдов и вдовцов были довольно скромными, но с соблюдением национальных обычаев, а вот дворяне следовали европейской моде: устраивали мальчишники и свадебные балы.

Nota bene. Какие вопросы чаще всего задают в Интернете:

Что делать вдове после смерти мужа в течение года;

Что делать вдове с обручальным кольцом после смерти мужа;

Что делать вдове со свадебным платьем после смерти мужа