Московская художница сводит с ума мировые галереи советскими буквами

В ассамбляжах Алины Глазун на выставке "Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia" в Московском музее современного искусства застыли яркие моменты жизни и воспоминаний москвичей разных поколений
Московская художница сводит с ума мировые галереи советскими буквами
предоставлено героем материала
Алина Глазун на выставке "Это лучшее, что у нас есть" на фоне своих работ (все работы из коллекции Антона Козлова).

Художница и искусствовед Алина Глазун работает с предметами, тканями и текстами уже более 20 лет. И, хотя она утверждает, что никаких посланий в своих произведениях не зашифровывает, зрителями они считываются легко.

– В университете, изучая историю искусств, я полюбила живопись, особенно Проторенессанс, Раннее Возрождение и Северное Возрождение. Торжественность, величие и одновременно простота и естественность, которое передавали в картинах гениальные Боттичелли и Джотто, покорили меня раз и навсегда, – рассказывает Metro Алина. – Они научили меня ценить историю в каждом предмете. Я полюбила антикварные вещи и старинные ткани. В юности писала натюрморты, но с живописью отношения не сложились, и в какой-то момент я поняла, что хочу делать "живые" произведения: почему бы предметы, которые пишу на холсте, не превращать в ассамбляжи. Захотелось продлить их историю.

Как известно, ассамбляж – техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине.

Квадриптих Алины Глазун, 2022 год.
предоставлено героем материала
Квадриптих Алины Глазун, 2022 год.

Влюблённая в предметы старины, Алина находила интересные вещи, которые для кого-то казались лишним мусором, на улицах и блошиных рынках.

– Сейчас улицы в столице стали такими чистыми, что на них уже ничего не найти, но блошиные рынки остались, – делится художница. – Люблю ездить в Измайлово за предметами, которые добавляю к своим ассабляжам. Позолочённая накладка на мебель, красивая дверная ручка или милый сувенир. У каждого уникальная история, но, попадая ко мне, история делает крутой поворот в сторону бесконечности. Я дарую предметам свободу, и они будто начинают дышать впервые на этой планете. 

Без названия, 2022 год.
предоставлено героем материала
Без названия, 2022 год.

Вдохновляясь искусством эпохи Возрождения, Алина привносит в работы мягкие, тёплые ткани, фаворит – бархат. По словам художницы, он размывает силуэты, делая их дребезжащими, растворёнными в пространстве, похожими на натюрморты Джорджо Моранди. 

– Люблю барочные убранства дворцов. В работе "Предел" использовались изделия, которыми украшали старинные комоды и зеркала. Сама работа похожа на ковровую дорожку — красную с каймой. Возможно, это некий предел продвижения или терпения. Алина Глазун, художница

Но главные герои ассамбляжей художницы – слова и фразы, собранные из букв русского алфавита. Первые ассамбляжи были только из предметов, лишь спустя время Алина начала добавлять к ним текст, вырезая фразы случайным образом из журналов и брошюр. Спустя время стало понятно, что больше всего художницу привлекают объёмные буквы, слова и тексты, которые сегодня сводят с ума искусствоведов и известных коллекционеров мирового искусства. А всё потому, что эти слова, фразы или цитаты попадают прямо в цель, рождая у каждого свою ассоциацию, вызывая сильную эмоцию, погружая в воспоминания. 

Без названия, 2022 год.
предоставлено героем материала
Без названия, 2022 год.

– Я использую слово, если его интересно разглядывать и приятно смаковать во рту. Слова для меня как орнамент, который работает, подобно тексту Роршаха. В моих работах они лишаются однозначного привычного смысла, превращаясь в "пятно", в которое можно вкладывать всё, что зритель хочет, – объясняет Алина. – Некоторые фразы как цитаты из поэзии, например. Цитаты использую редко и беру только "кусочки", не несущие эмоциональной нагрузки, потому что, лишаясь изначального смысла, они превращаются в некий портал, ломая закостенелые интерпретации. К примеру, в работе "Как бы на полчаса" соединила неочевидную цитату из Откровения Иоанна Богослова с маленькой деревяшкой с выжженным на ней и раскрашенным зайчиком. 

Без названия, 2022 год.
предоставлено героем материала
Без названия, 2022 год.

Больше всего Алина любит буквы размером 2–3 см, такие использованы в работе "Так надо". 

– Эта фраза из моего детства, когда родители говорили, чтобы я что-то сделала, а почему – не объясняли. Слышала только: "Так надо". И думаю, таким советским ребёнком я была не одна, – шутит художница. – Эти буковки современные, но больше всего мне нравятся буковки-крошечки, сделанные в 60-80-х годах в СССР. Недавно, представляете, нашла в Сети мешок этих буковок 1988 года, моего года рождения. Их собирали много лет. Конечно, не могла не купить – и вот через несколько дней получила на почте 25 кг советских буковок, которые скоро станут частью истории современного искусства. 

Без названия, 2022 год.
предоставлено героем материала
Без названия, 2022 год.