Мох – наш билет на Марс? Могут ли земляне колонизировать четвёртую планету от Солнца

Экологи из Китая нашли кандидата на роль колонизатора Красной планеты. Кажется, это растение способно справиться со всеми экстремальными условиями
smutan / Shutterstock
Этот мох способен выжить в самых экстремальных условиях.

Его продолжительность жизни составляет более 100 лет. Он способен выдержать атмосферу, на 95% состоящую из углекислого газа, температуру до -60 °C, воздействие радиации и высокое давление. Потеряв  более 98% влаги, он может восстановиться в течение нескольких секунд после регидратации.

Неповреждённые растения выживают даже после хранения в морозильной камере при -80 °C в течение 5 лет или в жидком азоте в течение 1 месяца. Вот он, идеальный кандидат для колонизации Марса – мох вида синтрихия пустынная.

На Земле он успешно выживает в пустынях Китая и США, а также в ледяных горах Памира, Тибета, Ближнего Востока, Антарктиды и приполярных регионов. А вот экстремальным условиям, схожим с атмосферой Марса, растение подвергли экологи из Китайской академии наук. Результат их исследования опубликован в научном журнале The Innovation. После успешного прохождения лабораторных тестов учёные намерены отправить мох непосредственно на Красную планету или Луну, чтобы проверить возможность колонизации им планет и его способность расти в открытом космосе.

Идея о преобразовании планеты путём заселения её растениями или микроорганизмами, чтобы сделать землю пригодной для жизни, очень стара, рассказал Metro руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Однако пока что этот план хорош лишь на бумаге:

– Это история про переработку углекислого газа на планете в кислород. Однако на этот процесс уйдут минимум столетия.

Но главная проблема – это неспособность простейших или растений к воспроизведению самих себя в условиях внеземной атмосферы, объяснил эксперт:

– Я боюсь, что мох у китайцев просто выживает. А в реальности на Марсе настолько тяжёлые условия, что любому организму попросту не хватит энергии для размножения.

И если продолжить говорить про Красную планету, переработка углекислого газа в кислород не сделает её пригодной для жизни, подчеркнул Моисеев:

– Там очень низкое давление, как у нас на высоте 30 километров. Там человек не живёт. Кроме того, из-за отсутствия магнитного поля и очень тонкой атмосферы планета подвержена высокому радиационному излучению от Солнца. Так что её заселение организмами с Земли если и способно облегчить некоторые условия, то точно не сделает Марс полностью пригодным для жизни, – резюмировал эксперт.

При этом существуют и другие планы по преобразованию космических тел, чтобы сделать их пригодными для человека, то есть терраформирования.

– Например, предлагалось бомбардировать Венеру астероидами. По идее, это разрушит излишне плотную атмосферу на планете и она станет похожей на Землю. Схожая концепция заключалась в том, чтобы забросить в наиболее щадящие верхние слои атмосферы Венеры микроорганизмы, которые, летая на этой высоте, перерабатывали бы углекислый газ в кислород.

Другие же планеты Солнечной системы, кроме Марса и Венеры, по словам Моисеева, не подходят для терраформирования. Жизнь там возможна только "под куполом".