Выставка фотографа моды Алексея Дунаева проходит в Мультимедиа Арт Музее в период, когда фэшн-фотография переживает не лучшие времена: развитие Интернета и соцсетей в последнее десятилетие привело к обвалу тиражей печатных изданий и фактическому исчезновению целого ряда газет и журналов, среди которых немало глянцевых – основных заказчиков модной съёмки. Куда в этих условиях направится жанр модной фотографии – особенно интересно, и этому интересу способствует грантовая программа фонда Still Art по поддержке молодых фотографов моды. Алексей Дунаев и стал её победителем в прошлом году.
– В его конкурсном проекте очень тонко передана экспрессионистская эстетика, что особенно привлекло и меня, и других членов жюри, – рассказывает основатель и президент фонда Still Art Елена Карисалова. – Некоторые его серии выглядят лаконично и в определённой степени отчуждённо, некоторые благодаря оригинальному стилистическому решению, мерцающему эффекту на коже модели и диким пейзажам в кадре приобретают совершенно иное измерение, буквально погружающее в загадочную атмосферу сказочно-мифологических сюжетов.
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, которая сделала беспримерно много для развития и популяризации в нашей стране искусства фотографии – и фотографии моды отдельной строкой – продолжает ежегодно проводить фотовыставки лауреатов фонда Still Art.
– Для каждой своей съёмки Алексей Дунаев использует разный визуальный язык , – говорит Ольга Свиблова о работах молодого фотографа. – Он становится голосом нового поколения, ищущего свою самоидентификацию: поколенческую и индивидуальную. Фотограф не навязывает своим героям жёсткие рамки уже существующих ролевых моделей, он фиксирует процесс поиска идентичности.
Сам Дунаев рассказывает, что фотографировать начал в возрасте 12 лет, и подтверждает слова Ольги Свибловой:
– У моей подруги появился цифровой фотоаппарат, и мы снимали буквально всё, что встречалось нам по пути. Этот увлекательный процесс стал способом познания окружающего мира, поиска себя и своей идентичности.
Фотограф оптимистично настроен, несмотря на понимание, что эпоха печатной прессы ушла в прошлое.
– Фэшн-фотография родилась из съёмки одежды для журналов, которые про эту одежду писали, – говорит Алексей Дунаев. – Сейчас это уже не просто решение утилитарной задачи, а искусство, рефлексирующее на различные, в том числе социальные, темы. Так же, как современное искусство, архитектура, музыка и кино, мода и фэшн-фотография говорят с нами на актуальном языке своего времени. Каким он будет завтра? Точно адаптивным для мобильного цифрового мира. А остальное – предмет авторской дискуссии.
Интересно, что тут же, в пространстве экспозиции Алексея Дунаева, организована фотостудия, в которой можно сделать своё фото и принять с ним участие в конкурсе на лучшую фэшн-фотографию. Для этого нужно отсканировать куар-код и отправить результаты своих усилий по ссылке. Авторы самых интересных снимков получат призы.
Публикуем несколько фото с комментарием автора.
"В споре между образом и героем мне совершенно не важна персона. Именно поэтому я больше люблю съёмки с моделями, когда придуманный и созданный стилистом целостный образ, включающий в себя и одежду, и мейк, и специальную работу с волосами, рождается в кадре. Работая с известным персонажем, я не ставлю себе цель раскрыть его внутренний мир. Стилистическими приёмами и позами я, наоборот, стараюсь стереть привычный образ. Мне, скорее, интересно примерить на него новый концептуальный образ, предложенный стилистом, и показать человеку, что он может выглядеть иначе в контексте мира моды".
"Я не считаю себя портретным фотографом. У меня нет цели раскрыть героя. У моды нет цели раскрыть героя. На мой взгляд, фэшн-фотография – это обезличивание, через которое происходит трансформация из субъекта в объект для создания модного образа".
"Я вижу своё развитие дальше в арт-фотографии, в сфере современного искусства с расширением до мультидисциплинарного формата, в котором фотография однозначно останется как инструмент для решения части творческих задач".
"Я люблю чёрный, белый. Мне нравится морковно-красный. Мне важно, чтобы композиционно в кадре всё сработало и по цветам, и по контрастам. Идеально, когда всё сложилось до деталей. Например, правильно лежат волосы, небо единственного возможного правильного цвета. Интересно, что достигаешь таких идеальных обстоятельств преимущественно тогда, когда в команде есть дух соавторства и сотворчества и каждый эмоционально вкладывается в результат. Это рождает диалог, без которого в творческой команде всё становится зависимым от техники и навыков. На творческие порывы тогда не приходится рассчитывать. Впрочем, в них не всегда есть необходимость, иной раз запрос идёт от обратного, а именно от идеального исполнения технического задания".