От убранства свежеотреставрированного Северного речного вокзала и без того кружится голова: главное здание бывшего канала Волга — Москва, построенное в 1937 году, теперь как новенькое — сияющий мрамор полов, стен, колонн, позолота светильников, ажур лепнины. В этом чуть ли не главный посыл “тоталитарной” архитектуры — перенести человека с бренной земли в обетованные кущи, представить “светлое будущее” как настоящее — и тут ему трудно не поддаться.
Экспозиция “Мечты о небе”, посвящённая городскому транспорту будущего, берёт новую высоту. Причём буквально. Переступив порог зала ожидания, ощущаешь себя будто парящим в воздушном пространстве, в котором зависли ярко-оранжевые буйки. Присмотревшись, понимаешь, что это не просто указатели, а знаки воздушного движения: конусообразная стрелка указывает: “Снижайтесь”, шар ограничивает скорость до 500 км/ч, другие знаки предупреждают о турбулентности или высокой облачности и так далее. Тут уже, признаться, не до дворцовых потолков в стиле сталинского ампира.
В центре экспозиции — гигантская модель аэротакси “Формула”, средство передвижения будущего. Благодаря обтекаемым формам (как у гоночного автомобиля) оно не кажется громоздким: модель выполнена из белого материала и в окружении оранжевых буйков, на слегка приподнятом, подсвеченном подиуме кажется невесомой. Это не точный прототип, а своего рода фантазия на тему летающего такси, но в общих чертах похоже на средство передвижения, которое разрабатывает команда бизнесмена Александра Атаманова, основателя конструкторского бюро “Ховер”, резидента “Сколково”.
В прошлом году в "Лужниках" уже провели испытания их пассажирского дрона, способного перевезти двух человек. На Малой спортивной арене он взлетал невысоко, но принцип работы ясен. Аэротакси способно вертикально подниматься и садиться, то есть для старта и посадки ему достаточно обычной автостоянки. Скорость полёта — дело техники, точнее сложной системы двигателей и пропеллеров, над усовершенствованием которой сейчас работают конструкторы “Ховер”. Они позаботились и об экипировке пассажиров: на лабораторном столе — макет шлема и эскиз костюма, который в случае аварии “раскроется” во все стороны по принципу подушки безопасности.
Как рассказала Metro директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, выставка “Мечты о небе” призвана вдохновлять на изучение инновационных технологий: "Проект приглашает задуматься о будущем городского транспорта. Здесь зритель попадает в своего рода творческую лабораторию конструктора, становится свидетелем того, как мечта превращается во что-то новое, меняющее нашу жизнь”.
Под звуки полуэлектронной музыки композитора Глеба Андрианова, специально написанной для этого проекта, невольно примеряешься к гипотетическому полёту. Можно погрузиться и в историю вопроса. На витринах представлены истории американских разработок аэрокаров — гибридов автомобиля и самолёта, созданных в 40-е годы, зарисовки знаменитого проекта “Летающего города” — дипломной работы 1928 года выпускника ВХУТЕМАСа Георгия Крутикова, так и оставшейся лишь на бумаге.
В отличие от выдающегося архитектора-визионера одну из своих смелых идей Александр Атаманов уже воплотил в жизнь: пять лет назад его команда создала и представила публике модель “ховербайка” — летающего мотоцикла Scorpion 3. Сообщалось, что им заинтересовались власти Дубая: “Ховер” даже заключил партнёрство с департаментом полиции города.
О развитии летающего городского транспорта всерьёз говорят и московские власти, а Музей транспорта обещает посвятить нынешний выставочный сезон как раз такой футурологии.
Читайте также: Мне — в свой стакан. Так кофе обойдётся дешевле