Почему моббинг может проявиться в коллективе?
По мнению кандидата социологических наук, конфликтолога и генерального директора Московской школы конфликтологии Любови Цой, причина поиска "козла отпущения" заключается в том, что коллектив ощущает угрозу, но не может обнаружить её реальный источник. Поэтому люди выбирают жертву и "отыгрываются" на ней. Наличие "козла отпущения" в коллективе можно назвать болезнью конкретной социальной группы, жертвами которой становятся люди психологически слабые, инфантильные, не имеющие устойчивого собственного мнения, а мобберами – психологическими террористами – люди неполноценные, самоутверждающиеся за счёт других, психологически слабых и неуверенных лиц. Жертва моббинга играет важную психологическую функцию – позволяет группе самоутверждаться и даёт ей ощущение превосходства.
Моббинг (от англ. mob – "толпа"; mobbing – притеснять, грубить, нападать) – это психологические, коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе – от обычного подсиживания и "подставления" до прямого психологического террора
– Некоторые реакции сотрудников вызваны нездоровой психологической атмосферой, которая царит в организации, а также жаждой власти над другими, личной злобой, продиктованной страхами или завистью, – объясняет Любовь Николаевна. –
Однако как ни странно, но часто жертвы бессознательно сами на себя навлекают несчастья. То есть, с одной стороны, механизм психологического террора заложен в организации, с другой – в этот механизм попадёт человек с определённой моделью поведения, на которой коллектив отыграется.
По какому принципу человек становится жертвой моббинга?
Зачастую жертвой моббинга становится человек, который страдает "болезненной гордыней", подчёркивает эксперт.
Он считает ниже своего достоинства вступать в коммуникацию с коллективом, жить жизнью коллектива. Чем больше он гордится своей этичностью, тем больше коллектив старается его "достать" — ну кому не обидно, когда его не уважают.
По каким признакам и факторам можно обнаружить начало моббинга?
– Одним из главных факторов, запускающих механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива, – продолжает конфликтолог. – Оно возникает по самым разным причинам: от недостатков организационной структуры предприятия, от неясных целей и стратегий, от нечётко очерченного круга служебных обязанностей, от психологического напряжения. На фоне этих проблем любая ошибка сотрудника может спровоцировать агрессию в его адрес. И хотя это может быть единичным случаем, из-за накопившихся нерешённых проблем и всеобщего напряжения ситуация может превратиться в настоящую травлю или психологический террор.
Чем сопровождается моббинг? – Исключением сотрудника из активной жизни компании, что достигается при помощи перекрывания каналов коммуникации. Человеку не сообщают важную информацию или сообщают её слишком поздно, не зовут на ответственные совещания. – Изолированием человека от неформальных личных контактов: не здороваются, не приглашают на вечеринки, не делятся личными новостями. – Распространением негативной информации и сплетен. Крики и оскорбления являются апофеозом морального преследования. – Игнорированием успехов, что распространено в отношениях работник — руководитель. "Неугодному" сотруднику не повышают зарплату, "забывают" о премиях, не посылают на обучение, никогда не хвалят. – Совершением мелких пакостей: перекладыванием бумаг на рабочем столе, выведением из строя аппаратуры, удалением ценных файлов. – Активно поддерживаемой коллегами травлей по причине того, что сотрудники часто опасаются открыто сочувствовать жертве, дабы не занять её место.
Как сказывается на человеке моббинг и какие качества формируются у человека?
Эксперт предостерегает, что, в случае если нападки коллектива упорно не прекращаются или человек не увольняется, у него формируется комплекс неполноценности.
– Жертва начинает ощущать неуверенность, сомневаться в своих силах и способностях, боится оказаться в неприятной ситуации, – рассказывает Любовь Цой. – При любом общении жертва думает, что её пытаются унизить, доказать ненужность и бесполезность её существования, а от одной мысли о работе охватывает страх. Зачастую, чтобы защититься от нападок и грубостей, жертва сама начинает грубить – даже людям, которые в травле не участвуют, приобретая тем самым всё большее число недоброжелателей. Из-за постоянных стрессовых ситуаций жертва начинает видеть врагов и обидчиков практически на каждом шагу.
Впоследствии постоянные стрессы могут сказаться на психосоматике и стать причиной различных заболеваний.
– Не терпеть, не игнорировать, не увольняться, а работать над собой. Вас никто не обязан любить или уважать, пока вы сами не заслужите доверия коллектива к результатам своей деятельности и к тому, как вы строите отношения с сотрудниками в коллективе, – уверена Любовь Цой. – Придя в новый коллектив, тщательно ознакомьтесь с "правилами игры" и не поддерживайте мобберов – психологических террористов.
Как вести себя тем, кто столкнулся с моббингом?
– Не хвастайтесь и не раздражайте сотрудников своими успехами и достоинствами. Хвастовство – это способ восстановить против себя коллег, потому что зависть порой будит в людях зверя.
– Дайте понять старожилам, что ничто человеческое вам не чуждо, но при этом у вас есть принципы и вы не все темы можете обсуждать.
– Если вы чувствуете, что становитесь "козлом отпущения", то совместите эту роль с ролью "белой вороны". Жалуйтесь, непрестанно рассказывайте коллегам, какими проблемами переполнена ваша жизнь. Люди не любят, когда их "грузят". Чем сильнее вы "грузите" тех, кто рядом, тем быстрее их чаша терпения переполнится и они будут избегать вас, сокращая личные контакты.
– Ведите интеллектуальные игры. Старайтесь как можно больше критиковать на совещаниях тех, кто вас терроризирует. Не забывайте объяснять своё стремление к истине корпоративной выгодой. Это будет выбивать из колеи психологического террориста. Задача непростая, но если вы стремитесь освободиться от роли "козла отпущения", то у вас всё получится.
– Играйте в корпоративные игры. Чем дольше существует коллектив, в который вы попали, тем более он сплочён. Чувство коллективизма развивается всегда, везде и в любой относительно долго живущей корпорации. Неписаные правила поведения в коллективе и так называемая корпоративная мораль должны быть вами усвоены как "дважды два – четыре". "Козёл отпущения" игнорирует коллективные нормы поведения (совместные обеды, дни рождения сотрудников, неделовые телефонные разговоры, запрет на маникюр, макияж за рабочим столом и т. д.), чем и настраивает против себя коллег, включая шефа.
– Научитесь открыто и честно разговаривать с моббером о психологическом терроре, это потребует от вас большой выдержки. Эмоции необходимо оставить в стороне, не выказывайте страха, убеждайте силой логики, привлеките к разговору тех, кто может вас поддержать.
– Включайте самоиронию. Если жертва действительно ценит организацию, в которой работает, она будет всеми силами стремиться к тому, чтобы, если уж и пришлось стать "козлом отпущения", то ненадолго, и воспринимать эту ситуацию как временную, как тренировку для выявления своих слабых мест и усиления стрессоустойчивых качеств.
А теперь конкретная рекомендация, самая главная. Чтобы не стать жертвой психологического террора, надо осознать этот психологический и культурологический феномен. А самое главное – научиться смеяться вместе с мобберами над собой как над "козлом отпущения" и над моббером как над пастухом, который сам в любой момент может превратиться в "козла". И ещё неизвестно, каково ему придётся! Любовь Цой
Рекомендации руководителю, если в коллективе происходит моббинг
По мнению эксперта, опасность моббинга заключается в том, что он оказывает негативное воздействие на организационную и корпоративную культуру взаимоотношений, мораль и психику сотрудников. А в коллективе процветают коммунальные конфликты, сплетни, дезинформация, запугивание, утаивание необходимой информации, клевета, непрекращающаяся критика, распространение слухов, высмеивание, повышенный тон, унижение достоинства.
– Руководитель не должен сам непосредственно вмешиваться в отношения между сотрудниками, – уверена Любовь Цой. – Однако если перед организацией ставится задача стать конкурентоспособной и внедрять инновации, то руководству необходимо осознать наличие моббинга в коллективе как механизма разрушения коммуникации и деструктивных отношений между сотрудниками и с помощью специалистов сформировать корпоративную культуру в организации.