В декабре 2017 года муж серпуховички Маргариты Грачёвой отрубил ей кисти. Одну ей пришили врачи, вместо второй изготовили протезы.
В марте 2018-го Маргарита получила в Германии два бионических протеза, сделанных компанией Otto Bock, – часть денег на искусственные конечности для пострадавшей собрали неравнодушные, часть поступила от спонсоров.
В общей сложности Маргарита пользовалась тремя бионическими протезами (один ей ещё сделали в России, это бесплатный протез от государства, который был готов только в 2019-м).
Жертва домашнего насилия рассказала Metro об особенностях пользования кистевым протезом.
ДОЛГО ЖДАТЬ
Очень хочется, чтобы пострадавших быстрее протезировали, – отметила Маргарита в беседе с Metro. – Вот попал человек в аварию или случилась с ним какая-нибудь другая беда, он лишился конечности – государство не сразу обеспечит его протезом. Много времени тратится на получение инвалидности, это может занять до нескольких лет. А ведь человек может впасть в депрессию из-за того, что всё это время ему приходится обходиться без конечности.
ХРУПКИЙ
Важно, чтобы протез был рабочим, чтобы он не ломался. А чем протез более высокотехнологичный, тем быстрее ломается. Хочется, чтобы срок эксплуатации составлял более трёх лет.
НЕЛЬЗЯ МОЧИТЬ
Большинство бионических протезов нельзя мочить. Да, есть исключения, но и у таких протезов всё равно есть ограничения – плыть в нём не получится. Проблемы могут возникнуть, даже если пойдёт дождь и в протез попадёт влага.
Правда, в данной ситуации выходом может стать косметический протез – их-то мочить как раз можно.
ТЯЖЁЛЫЙ
Бионический протез элементарно тяжёлый. И это проблема. У меня болит правое плечо, если я долго ношу протез. Надеюсь, со временем он станет менее тяжёлым и больше будет похож на обычную руку.
Мне ещё повезло – у меня, наверное, единственный протез в мире, у которого есть размеры кисти. Когда я была в Германии, там везде размеры были одинаковые. Например, кисть Michelangelo была просто огромная, явно рассчитанная на мужчину.
КОНЕЧНОСТЬ НЕ ЗАМЕНИТЬ
Чем больше хватов у протеза, тем сложнее им пользоваться. Когда у тебя косметический нефункциональный протез – всё предельно просто. А с бионическим протезом возникают сложности.
Не получается сделать что-то элементарное, особенно когда нервничаешь. Я часто повторяю, что протез – не рука, это только помощник, который на 100 процентов руку или ногу не заменит.
УЧЁБА
Мне было легче вернуться за руль, чем научиться забирать волосы в кулак и закалывать их. Может, со временем научусь и этому. Но пока, сколько времени на это бы ни тратила, результата нет. У протеза нет чувствительности руки, он вообще не чувствует, к чему прикасается.
Ещё я не могу чистить яйца, это делает мама. Я когда к ней приезжаю, она варит яйца, поскольку знает, что я редко их употребляю. Нет, я, конечно, могу приготовить оливье. Но если обычный человек сделает салат за полчаса, то я только на чистку картошки столько потрачу. А в целом на оливье у меня уйдёт часа четыре.
Вроде бы мелочи, но тем не менее. Многое зависит от человека, насколько он хочет чему-то научиться. Реально нужно много учиться, тренироваться, чтобы освоиться.
ФУНКЦИОНАЛ
У меня вначале был самый простой, однохватовый протез. Это самый простой, но и самый надёжный. Он не ломался, был отличным помощником в домашних делах.
А вот другой, bebionic, обладал большим количеством хватов – он как железная рука и выглядит более эстетично. При этом у него много недочётов в функционале. Например, им невозможно держать столовый прибор.
Я часто говорю, один протез – для повседневной жизни, как обычная простая одежда, а другой – более дорогой, как выходное платье, красиво выглядит, но им лучше любоваться, а не работать и не жить в нём.
ЭСТЕТИКА
Мой знакомый Константин Дебликов (лишился кистей во время файер-шоу. – Прим. ред.) говорил, что однажды ребята тестили при нём протез с четырьмя пальцами. И я ему говорила, что я бы такой не хотела, для меня важно, чтобы было именно пять.
Для меня внешний вид имеет большое значение. Костя ответил, что ему важнее функционал. Да, мне это тоже важно, но я ещё и девочка, а девочкам хочется красоты.