Братья и сёстры ищут семью
Судя по всему, жюри ММКФ в этом году решило остановить свой выбор на семейных драмах не для семейного просмотра: герои картин-победителей находятся на распутье, для которого в обоих случаях припасён открытый финал без чётких рецептов решения поставленных вопросов. И ещё эти фильмы объединяет придирчивый выбор натуры: природа, на фоне которой разворачиваются истории героев, способна сказать не меньше их.
Главный приз – "Золотого Святого Георгия" – за лучший фильм основного конкурса увозит за океан аргентино-чилийская картина "Три брата" молодого уроженца Буэнос-Айреса Франсиско Папарельи.
В центре повествования –истории трёх братьев на фоне суровой и величественной природы аргентинской Патагонии. Человеческие драмы саморазрушения и неустроенности переплетаются с природной красотой, среди которой живут на вид брутальные, но на самом деле беззащитные и слабые люди.
"Я показываю своих героев без осуждения, такими, каковы они есть – с их склонностью к насилию и закрытостью, – рассказал режиссёр картины на пресс-конференции после показа. – Среди природной красоты они могли бы жить как в раю, но сама природа словно отторгает их за их токсичную маскулинность, и они словно пребывают в Чистилище".
"Серебряный Святой Георгий" присудили фильму "Край надломленной луны" Светланы Самошиной. В центре атмосферной драмы, снятой на берегу Финского залива, – конфликтные отношения матери и двух её дочерей. Младшая дочь-подросток хочет найти могилу своего отца-американца, но всё не так просто и с отцом, и со старшей сестрой, которая привозит из суетливой Москвы свои проблемы. Три женщины на берегу ссорятся, мирятся и открывают друг в друге главное – возможность любви.
Ещё одного "Золотого Святого Георгия", на этот раз за вклад в мировой кинематограф, получил известный режиссёр Карен Шахназаров.
Кто ещё победил
"Край надломленной луны" Светланы Самошиной участвовал в программе конкурса "Русские премьеры", две работы из которого удостоились специального упоминания жюри программы: это фильм петербурженки Стаси Венковой "Тайное влечение" с формулировкой "За искренний и дерзкий дебют" и картина режиссёра и известной актрисы Татьяны Лютаевой "Единица Монтевидео" с формулировкой "За яркий дебют с уникальным актёрским ансамблем".
Лучшим документальным фильмом стал "История российских тюрем. Владимирский централ" Юлии Бобковой, а лучшей короткометражкой – картина "Всё" китайского режиссёра Лу Хэлая, в центре внимания которой – пара влюблённых молодых людей.
Лучшим актёром жюри конкурса единогласно признало Фернандо Арсе, исполнившего главную роль в картине "Те, кто внизу", для создания которой объединились кинематографисты сразу пяти латиноамериканских стран: Боливии, Бразилии, Аргентины, Колумбии и Уругвая. А лучшей актрисой стала Кахо Сэто из японского фильма "Хрупкие цветы в потоке дней".
Специального приза жюри 45-го ММКФ удостоилась фантастическая как по жанру, так по сюжету и художественному решению картина болгарского режиссёра Теодора Ушева "ФИ 1.618".
Целый урожай призов собрала мексиканская картина "Чёрная луна": она получила приз зрительских симпатий фестиваля, награду жюри Федерации киноклубов России, а её создатель Тонатью Гарсия получил приз как лучший режиссёр.
– Я очень рад получить эти призы, 27-часовой перелёт того стоил, – сказал он на вручении.
Кроме Федерации киноклубов России, своих фаворитов выбрали и другие ассоциации профессионалов киноиндустрии. Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков единогласно, "без споров" назвало лучшим сербский фильм "След зверя" (режиссёр Ненад Павлович). Он же получил специальное упоминание от Федерации киноклубов России. А награды федерации разделили, кроме упомянутый выше "Чёрной луны", документальная испано-германская "Ла Сингла" (режиссёр Палома Сапата) и "Доктор" Артёма Темникова.
Своих победителей назвало и жюри Гильдии неигрового кино и телевидения: фильм "В храме Шаолинь" китайского режиссёра Хунюнь Сунь получил награду "за симфонизм в документально кино", а "Отцы" Юрия Мокиенко – "за красочный взгляд на человеческие отношения".