Как сообщает РБК со ссылкой на источник в правительстве, в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" внесут изменения.
В частности, планируют увеличить сумму, которую можно будет тратить в тюремном магазине (её будет диктовать инфляция) и могут разрешить использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора.
Среди других возможных мер: увеличение возраста ребёнка, находящегося с матерью в местах лишения свободы (с 3 до 4 лет), возможное снятие взысканий и статуса злостного нарушителя, если заключённый не допускал нарушений в течение года. Кроме того, осуждённым на принудительные работы увеличат нормы площади в исправительных центрах с 4 до 5 кв. м.
Также данная категория осуждённых получит право проживать с семьёй в собственной или съёмной недвижимости, но в пределах района нахождения исправительного центра.
Адвокат Центральной коллегии адвокатов города Москвы Екатерина Бирюкова в разговоре с Metro назвала новые меры куцыми. Эксперт отметила, что сейчас, в первую очередь, необходимо минимизировать количество пунктов, по которым применяется лишение свободы. Часто бывает так, что тяжесть наказания не соответствует совершённому преступлению.
Правозащитница, журналистка, член Общественного совета ФСИН России Ева Меркачёва уверена, что предложенные Минюстом изменения положительны.
– Эта инициатива поспособствует большему количеству условно-досрочных освобождений. Если заключённый в течение года не допускает нарушений, то злостное нарушение теряет актуальность. И суды станут больше освобождать людей с хорошей характеристикой по УДО, – рассказала Metro Меркачёва.
Но есть и спорные моменты. Меркачёва отметила, что в вопросе повышения возраста ребёнка практически ничего не изменилось.
– Можно было бы поднять возраст ребёнка до 5 или 6 лет. Но я считаю, что матерям надо давать отсрочку, пока ребёнок не достигнет 14 лет. Ребёнку и в 5, и в 6 лет больно от мамы отрываться, – сказала правозащитница.
Председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод считает, что Министерство юстиции услышало критику правозащитного сообщества после встречи с президентом в декабре прошлого года.
– Данный законопроект считаю важным. Началась гуманизация нашей уголовной политики. И на это повлияла критика правозащитного сообщества. Президент на прошлой встрече с СПЧ отметил, что женщины и несовершеннолетние в системе исполнения наказаний ходят в наручниках. На следующий день эту меру отменили. Минюст и ФСИН учли критику правозащитников, что очень немаловажно. Надеюсь, что законопроект пройдёт через все экспертные службы. Работа предстоит большая, – поделился Брод.
Кстати. Ранее Минюст расширил список заболеваний, наличие которых освобождает обвиняемых и подозреваемых от пребывания в СИЗО. Также президент Российской Федерации Владимир Путин на днях поручил Генпрокуратуре, СК, ФСИН и МВД прекратить надевать наручники на женщин, несовершеннолетних и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений